Авдотья Смирнова

Дата рождения:

29.06.1969

Место рождения:

Москва

Российская актриса, режиссер, сценарист, телеведущая, публицист

Биография

Дочь актрисы Натальи Рудной, режиссера и актера Андрея Смирнова, внучка известного советского писателя Сергея Смирнова.

С ранних лет Дуня увлекалась литературой и кинематографом. В старших классах решила стать сценаристом и подала документы во ВГИК на сценарный факультет. Однако ее отговорил отец: "Папа не хотел для меня инерционного выбора. Мало того, он запретил поступать туда последовательно всем трем дочерям. А потом и брату, когда тот тоже собрался во ВГИК. Но мы всегда знали, что у нас растет Джон-мщу-за-всех и что сейчас он папе покажет. И потом, кроме Лешки взбунтовались все три дочери. Вот буквально поднялись и сказали: папа, позволь хотя бы одному своему ребенку учиться там, где ему хочется".

И тогда Авдотья Смирнова поступила на филологический факультет МГУ. Позже перевелась на отделение театроведения в ГИТИС, но высшее образование так и не получила.

В 1987-1988 годах работала редактором в творческом объединении Сергея Соловьева "Круг" при киностудии "Мосфильм".

Она вспоминает: "Родители были при советской власти людьми бедными: у отца закрывали картину за картиной, а мама про свою актерскую зарплату говорила так: "За время моей службы в различных театрах моя зарплата всегда была на 10 процентов меньше стоимости зимних сапог". И это чистая правда. Если у мамы была зарплата 110 рублей, можно не сомневаться, что сапоги стоили 125, которых, конечно, не было. Но я стала очень рано работать: родительская бедность меня очень стимулировала зарабатывать. Никогда не жила за счет родителей, устроилась на "Мосфильм", стала зарабатывать".

В подростковом возрасте попала в круг творческих людей: "В арт-тусовке я была лет с 17, когда я познакомилась с художниками, музыкантами, я стала часто ездить в Санкт-Петербург. А в 18, когда стала жить отдельно и зарабатывать, я  уезжала туда на каждые выходные. Причем как только не делала это - подсаживалась к проводникам, проводила целые спецоперации. И там я общалась с людьми, которые много что значили в арт-тусовке. Очень дружила с Тимуром Новиковым, с Олегом Котельниковым, с покойным Вадиком Овчинниковым, с Володей Шинкаревым, создателем "Митьков", с Сашей Флоренским. Так что моя состоятельность, собственно, никого не волновала. Это было невероятное на самом деле время по открывавшимся перед человеком возможностям. Ты мог начать делать выставки, до этого никогда их не делая. Ты мог стать тем, кем ты никогда не был. Это было потрясающее время".

Через год Смирнова переехала в Северную столицу, где работала арт-менеджером культурного общества "А-Я", организовывала выставки, трудилась в ИД "Коммерсант", а также была обозревателем в журналах "Столица" и "Афиша". Вела колонки в газетах "Ведомости", "Московские новости" и в изданиях Vogue, "Сеанс".

Кинематограф

Начинающая актриса дебютировала в кино в 1990 году, сыграв роль второго плана в социальной драме Олега Кавуна "Уроки в конце весны".

В 2012-ом вышли два фильма с ее участием - комедия Бориса Хлебникова "Пока ночь не разлучит" и мистическая драма Алексея Балабанова "Я тоже хочу".

Перевоплотилась в директора кризисного центра в мелодраме "Садовое кольцо" режиссера Алексея Смирнова (Брат актрисы. - Прим.Russia.tv), вышедшей на экраны в 2017 году. В картине также снимались - Мария Миронова, Анатолий Белый, Евгения Брик, Ирина Розанова, Максим Виторган и другие.

Режиссер

В 2006 году Дуня дебютировала как режиссер, поставив мелодраму "Связь". История об обычных нормальных людях - о мужчине и женщине, между которыми случился роман.

"Я переехала в Питер и начала сотрудничать с Алешей Учителем. Мы с ним сделали две документальные картины. Я вошла в мир кино совершенно через другие ворота, и сейчас я отцу скорее благодарна за то, что он не пустил меня во ВГИК", - делится Смирнова.

О своей первой работе она рассказывает: "Это была абсолютная авантюра. Он никогда не снимал игровое кино, я никогда не писала сценарии для игровых фильмов. Это был такой совместный прыжок в воду. Сценарий фильма "Связь" я писала для Алексея Учителя. А он сказал: давай-ка мы тебя запустим с дебютом. Я, вообще-то, не хотела. Но потом я поняла, что это было не нежелание, а страх. Я очень боялась. Ответственности. Того, что я резко изменю свою жизнь. Но потом я поняла, что, когда судьба бросает тебе такого рода вызов, надо его принимать. А кроме того, мне страшно хотелось поработать с артистами - это то, что меня манит в этой работе сильнее всего".

Отметим, что эта картина была награждена призом фестиваля "Кинотавр" за лучший дебют.

В 2008 году режиссер представила на суд зрителей четырехсерийную экранизацию романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".

"Отцы и дети" были поняты как политический роман, а на самом деле это роман антиполитический. Эта книга про то, что люди с так называемыми принципами терпят фиаско. А награду получают те, кто живет чувствами, самой жизнью, а не идеями. Понимаете, мне хотелось снять кино одновременно про русскую литературу, русский дворянский мир и про последние лучи того солнечного дня, который назывался русским XIX веком. Про то, что я сама очень люблю", - откровенно говорит создатель картины.

Позже ею были сняты фильмы "Черчилль", "Два дня", "Кококо", "Петербург. Только по любви".

"История одного назначения"

В 2018 году Авдотья презентовала свою новую драму "История одного назначения". Пронзительный и трагический рассказ о событиях, участником которых оказывается сам граф Лев Николаевич Толстой. В пехотном полку в Тульской области, куда отправляется на службу вдохновленный передовыми идеями столичный поручик Григорий Колокольцев, происходит преступление.

Солдату, на плечи которого ложится вина, грозит военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который решает защитить невиновного. Острая история о сложности выбора и верности собственным идеалам основана на реальных событиях.

По словам Смирновой, идея создания этой истории пришла после прочтения книги Павла Басинского "Святой против Льва": "У меня не было задачи рассказать о сегодняшнем дне метафорически, потому что, мне кажется, поток времени в России нелинейный. И ответ на вопрос о том, почему в картине какие-то вещи показаны именно так, а не иначе, очень прост: потому что действие происходит в России. В 2015 году я прочла книгу Павла Басинского "Святой против Льва", меня невероятно зацепила в ней одна маленькая глава: "Спасти рядового Шабунина". Это буквально три страницы текста, описывающие историю дела Василия Шабунина, которого военный трибунал приговорил к расстрелу. Толстой тогда вызвался защищать этого солдата. И позже он писал, что этот эпизод повлиял на него больше, чем какие-либо другие события его жизни. На меня тоже эта история оказала невероятное впечатление. Было ощущение, что она происходит сегодня, а может быть, она происходит всегда. История не выходила у меня из головы, и я сразу поняла, что хочу снять на этом материале кино".

Подбор артистов проходил без проб и кастинга, Смирнова-режиссер предпочитает снимать сразу и без раздумий: "У меня нет кастинг-директора. Как правило, я знаю, на кого я пишу. Здесь у меня были практически все актеры в голове, кроме Шабунина. И тут мне помог Боря Хлебников. Мы очень близкие друзья, а жена Бори, Юля Баталова, - мой всегдашний режиссер монтажа и полноправный соавтор. И в свое время, когда Боря искал героиню для "Аритмии", я ему посоветовала Ирину Горбачеву. А когда я искала Шабунина, Боря посоветовал мне Филиппа Гуревича. Отдарился, грубо говоря. Я сомневалась: у Филиппа же совсем детское лицо. Но через семь минут проб поняла, что Шабунин найден. А Ира Горбачева посоветовала Лизу Янковскую. Я никак не могла найти Таню, сестру Софьи Андреевны. Мне нужно было сочетание огня и чистоты, а у всех, кого мне показывали, в глазах было написано: половая жизнь с 13 лет. Вы не подумайте, я ни в коем случае не осуждаю половую жизнь с 13 лет. Это личное дело каждой семьи. И вдруг Ира мне показывает фотографию, и это то лицо, какое мне нужно. И еще польского артиста искали, но тоже быстро нашли. А остальные роли писали на конкретных артистов. Я практически всегда так делаю. Помню, на запуске "Кококо" спрашиваю у Сергея Сельянова: "Пробы будем делать". А он отвечает: "Тебе они нужны?" - "Мне - не нужны". - "Ну, мне тем более". Но такой продюсер у нас один".

Главные роли в ленте исполнили - Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачева, Елизавета Янковская, Игорь ЗолотовицкийАнна Михалкова, Сергей Уманов, Анна Пармас, Андрей Смирнов, Лукаш Симлат, Алексей Макаров, Кирилл Васильев, Татьяна Колганова, Анна Рыцарева.

Сценарист

В Санкт-Петербурге Авдотья Смирнова познакомилась с режиссером Алексеем Учителем. В соавторстве с ним был написан сценарий документального фильма "Последний герой", посвященный памяти Виктора Цоя.

Следующий проект "Красная Жизель" был задуман для киноленты о балерине Ольге Спесивцевой. Но они не успели - балерина умерла. Смирнова и Учитель решили снять свой первый игровой фильм "Мания Жизели", который вышел в 1995 году.

Далее Дуня написала сценарий к картине о последней любви Ивана Бунина, а Алексей Учитель снял "Дневник его жены" с Андреем Смирновым (Отец Авдотьи - Народный артист России. - Прим.Russia.tv) в главной роли.

Также она создала сценарии к фильмам  "8 1/2 долларов", "Прогулка", "Связь", "Глянец", "Отцы и дети", "Два дня". "Кококо", "Петербург. Только по любви".

Телеведущая

Осенью 2012 года Авдотья Андреевна вместе с писательницей Татьяной Толстой стала ведущей телепередачи "Школа злословия". Разговорное ток-шоу, в котором они беседовали с героями об их интересах, занятиях и мировоззрениях: "Читали большие досье, которые состояли из других интервью, текстов, выступлений. Я уже довольно смутно помню, программа все-таки давно закрылась. Мы никогда не ходили в личную жизнь, потому что считали это неэтичным. Пользовались только тем, что сам человек о себе уже рассказывал, о чем готов говорить или что мы видели в его текстах и так далее. Никогда не лезли на приватную территорию - взаимоотношения с женами-мужьями, драматические события, которые у человека в семье происходили…

По ее признанию, за годы работы в программе она жалеет, что не поинтересовалась у сенатора Валентины Петренко, как она добивается такой прически: "Очень хотела задать этот вопрос и так и не решилась. И я не понимаю, как она сделана. И почему она именно такая".

Через год эта передача была удостоена высшей российской телевизионной премии "ТЭФИ".

Публицист

Дуня Смирнова написала такие книги, как: "Связь и другие киносценарии" (2006), "Ильин очень старался; Прыжки в высоту; Сценаристы" (2006), "С мороза" (2007), "По-любому" (2009).

В 2004-ом она выпустила труд "Кухня "Школы злословия" в соавторстве с Татьяной Толстой.

Личная жизнь

Авдотья замужем вторым браком. Первый супруг - Аркадий Ипполитов, искусствовед. Они поженились в 1989 году. Спустя год у пары родился сын Данила. Он учился в футбольной школе "Зенит", чемпион мира по пляжному футболу в составе сборной России, вратарь.

В 2015 году Данила завершил спортивную карьеру, окончил Государственный университет кино и телевидения, продюсерская мастерская Сергея Сельянова

Первый брак продержался всего шесть лет. К бывшему мужу Смирнова относится с большим уважением: "Я вышла замуж в двадцать лет, в двадцать один родила сына. И с мужем, уже бывшим, Аркадием Ипполитовым, я до сих пор очень дружу, он близкий, дорогой мне человек. На меня в жизни повлияло несколько людей. Это, безусловно, Аркадий".

В 2012 году актриса вышла замуж за политического деятеля Анатолия Чубайса. До этого они были знакомы больше десяти лет и общались как друзья: "Мы же встретились с Толей очень давно, я общалась с ним по работе еще тогда, он был мне Анатолий Борисович. А потом мы медленно начали дружить, точнее - приятельствовать. И это приятельство очень сильно повлияло на мое понимание каких-то процессов. В этом участвовал не только он. Мне повезло общаться и с Егором Тимуровичем Гайдаром, и с Сергеем Владиленовичем Кириенко, а это все серьезные ребята. Когда с ними разговариваешь, выясняется, что все не совсем так, как ты себе представлял. Что касается совместной жизни, то Толя очень сильно повлиял не только на мое понимание госмашины, но и на мои представления о стране. Он мне ее показал".

Интересные факты

  • С 2012 года Авдотья Андреевна является учредителем Фонда "Выход", занимающегося содействием решению проблем аутизма в России. "Я впервые оторвалась от дел фонда почти на год, как раз когда делала "Историю одного назначения".  И я очень скучала по фонду. Хотя, когда я занималась только фондом, все время думала: "Когда же я буду снимать кино", - хотя в это время мы писали с Пармас сценарии, и так далее. Но, когда пошла только снимать кино, очень скучала по фонду. Теперь я как-то не могу себе представить, что я снимаю кино или пишу сценарии, а фонда в моей жизни нет. Это точно была бы какая-то неполная, неполноценная жизнь. Не могу это вообразить", - утверждает сценарист.

  • Смирнова в качестве режиссера трудилась на одной съемочной площадке с отцом Андреем Смирновым в проектах "Отцы и дети", "Два дня" и "История одного назначения", в последнем из них снимался и ее брат Алексей Смирнов в роли поручика Григория Колокольцева. Она говорит: "Я же с ним работала как с артистом - и на "Отцах и детях", и на "Двух днях". И вот сейчас. Он очень дисциплинированный артист, которому что скажешь, то и сделает. На "Отцах и детях" он мне сказал: "Послушай, но тебе не кажется, что он тогда будет очень противным". Я отвечаю: "Так, вы артист, ваше место где?" - "В буфете. Понял". Пошел и сделал, как я просила. Режиссеры - самые дисциплинированные артисты на свете. Потому что режиссер, находясь на месте актера, понимает, как замучен режиссер на месте режиссера. И поэтому он никогда не будет ни спорить, ни что-то предлагать поперек".

  • В конце 80-х годов Дуня выступала с андеграундной музыкальной группой "Тупые".

  • Авдотья стала режиссером клипа группы "Ленинград" на песню "Похороны", а продюсером - ее сын Данила.

Интервью

Об имени

"Я очень переживала в детстве. Сначала я хотела быть Джульеттой. Но не потому, что я была такая образованная девушка, а потому, что у соседей по даче жила собака, которую так звали. Потом я хотела быть Глэдис. В юности я уже стала получать удовольствие от своего имени. Но реагировали на него всегда неадекватно. И я часто представлялась Кристиной или Анжелой. Потому что вот на эти имена русский человек реагирует нормально. А на старое русское имя Дуня… 

1987 год, как сейчас помню, открытие 17-й молодежной выставки в Доме художника на Кузнецком Мосту. Ко мне подошел человек - как потом выяснилось, фотограф Валерий Черкашин, сейчас он известный фотохудожник - и сказал: "Девушка, я хотел бы вас сфотографировать". Я говорю: "Ну, хорошо". Он: "А как вас зовут?" - "Меня зовут Дуня". На что Валера спросил: "А че так?" Вот тут я не нашлась что ответить".

Взросление

"Мне кажется больным человек, который о себе решает, правильно он повзрослел или нет. Я повзрослела, когда мне было лет 35–37, и это был довольно горький момент. Мне кажется, что взросление очень сильно связано с разочарованием в самом себе. Тот момент, когда ты понимаешь, что уже не станешь ни балериной, ни оперной певицей, ни президентом США, женой Джорджа Клуни, художником, продающимся на "Сотбис"… А вот станешь примерно тем, кем ты уже стал. Вот этот момент очень горький. Потому что следующей мыслью о том, что ты не такой, как ты  о себе воображал, приходит осознание, что, наверно, все другие люди тоже разочаровываются в себе. Следующим шагом тебе других становится жалко почти так же, как себя. А завершается все это пышным аккордом, когда ты понимаешь, что каждый человек на свете один и не может себя объяснить другому. Что внутри ты себя видишь одним, а мир тебя видит совершенно другим. И это непоправимый разрыв. И этот разрыв у каждого. Вот в этот момент человек становится взрослым - как мне кажется".

Русские традиции

"Я вот всегда говорю, что нам не нужно бояться, что слово "инклюзия" иностранное. Русское общество было инклюзивным всегда, никому не приходило в голову инвалида куда-то сдавать, идеи даже такой не было. Все поменяли большевики. Так что многие вещи прекрасно существовали без государства, и дай бог им и дальше существовать без государства. Я как раз считаю, что у нас государства слишком много. Его поменьше бы. И все бы работало лучше. К тому же опосредованный вклад государства в это кино есть. Владимир Ильич Толстой - советник президента по культуре. Его жена, Екатерина Александровна Толстая, директорствует в Ясной Поляне. Вот они нас пустили туда снимать. Чем не государственный вклад в картину? Мы имели возможность снимать, никто нам не сказал: "Уходите, глупые люди, не трогайте нашего Льва Николаевича".

Патриотизм

"Я очень люблю Россию. Очень люблю Родину. Всегда любила, но очень мало знала и очень фрагментарно себе представляла. Вы не представляете, какой крутейший Владивосток. Ни на что не похожий. У меня там друг появился - историк, директор Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева Виктор Шалай. Молодой, красивый мужик. Лет 36-37, невероятно талантливый, сделавший потрясающий музей, делающий грандиозные выставки, издающий разные книжки. Он нас водил по Владивостоку, показывал, что осталось от китайского квартала, что такое китайцы во Владивостоке, рассказывал Анатолию Борисовичу про детство, на которое пришелся энергетический кризис в Приморском крае. Так что я теперь мечтаю о Дальневосточном экономическом форуме, когда смогу с ним пойти гулять. И ведь такие перлы среди людей постоянно встречаешь. Татьяна Никитична Толстая однажды точно написала, что жизнь с русским человеком невыносима, но без русского человека еще более невыносима. Я действительно нашу страну люблю.

Это только пропагандистские дебилы считают, что патриотизм и любовь к Родине проявляются в том, что ты пребываешь в бесконечном экстазе и восторге, тебя бьет непрекращающийся колотун оргазма от слова "Россия". Любовь к Родине - сложно устроенное чувство, если оно взрослое и не на лозунгах, а если это именно чувство. Чувства вообще довольно сложны. И любовь к Родине как переживание - довольно сложносочиненное переживание. Мне кажется, что в Родину невозможно влюбиться. Потому что ты с ней растешь, ты всегда в ней. Влюбленность бывает, когда ты идеализируешь предмет влюбленности, - так можно в другие страны влюбляться. Я влюблена в Португалию много лет, это предмет моей влюбленности. Поэтому я могу ее идеализировать - я не знаю ее, не понимаю и так далее. И то чем больше я ее узнаю, тем больше возникают какие-то и насмешливые впечатления тоже. Любой культурный русский человек влюблен в Италию - но именно влюблен. Любить можно только то, что ты знаешь со всех сторон, в том числе с дурной. Поэтому я очень люблю Родину. Но это не отменяет того, что родина моя бывает омерзительно гадкой".

О сыне

"Я считаю, что раннее детство сына я упустила. Но! В этом тоже есть преимущества. Родив ребенка в юности, ты в довольно ранней зрелости получаешь уже взрослого сына. А в моем случае еще и отличного товарища. Я сама очень дружу с отцом. И я мечтала, чтобы у меня так же сложилось и с сыном. Знаете, мне не удалось встретить мужчину, которого хотелось встретить. Но мне удалось такого мужчину воспитать. 

Он надежный. В трудных ситуациях он ведет себя блестяще, на мой взгляд. И при этом он веселый, остроумный. Знаете, мне всегда хотелось, чтобы мужчина смотрел на меня со смесью восхищения и снисходительности. Отец когда-то сказал мне: ты знаешь, твое женское очарование в сочетании недюжинного ума и фантастического идиотизма".

Премии и награды

  • Приз за лучший сценарий имени Г. Горина, фильм "История одного назначения", кинофестиваль "Кинотавр" (2018)
  • Приз зрительских симпатий - фильму "История одного назначения", кинофестиваль "Кинотавр" (2018)
  • Номинация на премию "Ника" за лучший игровой фильм - фильм "Кококо" (2013)
  • Номинация на премию "Золотой орел" за лучший фильм года - фильм "Два дня" (2012)
  • Премия "GQ Человек года 2012" в номинации "Женщина года" (2012)
  • ХХ Всероссийский кинофестиваль "Виват, кино России!", Санкт-Петербург. Приз за лучший сценарий - Авдотье Смирновой и Анне Пармас; приз прессы - фильму "Кококо"; приз зрительских симпатий - фильму "Кококо" (2012)
  • Фестиваль "Амурская осень", Благовещенск - приз за Лучший сценарий - Авдотье Смирновой и Анне Пармас, фильм "Кококо" (2012)
  • Главный приз "Бриллиантовый Феникс" на V Всероссийском кинофестивале актеров-режиссеров "Золотой Феникс", фильм "Кококо" (2012)
  • Приз "Золотая ладья" - 1 место в программе "Выборгский счет" на фестивале "Окно в Европу", фильм "Два дня" (2011)
  • Приз за "Лучший дебют" на кинофестивале "Кинотавр", фильм "Связь" (2006)
  • Номинация на премию "Золотой орел" за лучший сценарий, фильм "Прогулка" (2004)
  • Номинация на премию "Ника" за лучшую сценарную работу, фильм "Прогулка"(2004)
  • Премия ТЭФИ в номинации Ток-шоу, "Школа злословия" (2003)
  • Номинация на премию "Ника" за лучшую сценарную работу, фильм "Дневник его жены" (2001)
  • Приз кинокритиков "Золотой Овен" за фильм "8 1/2 долларов" (1999)
  • Второй приз на конкурсе сценаристов The Hartley-Merrill International Screening Competition, США, сценарий "Женское имя"/ "Дневник его жены" (1997)

По материалам Википедии и сайтов: russia.tv, aif.ru, buro247.ru, kinoart.ru, kino-teatr.ru, sobaka.ru, ok-magazine.ru, tass.ru.

Фильмография: Актриса

  • Садовое Кольцо (2017), сериал
  • Я тоже хочу (2012)
  • Пока ночь не разлучит (2012)
  • Уроки в конце весны (1990)
  • Перекресток рока (1988)

Фильмография: Режиссер

Фильмография: Сценарист