Светлана Светличная

Дата рождения:

15.05.1940

Место рождения:

Ленинакан (Армения)

Российская актриса театра и кино

Биография

Светлана Светличная появилась на свет в армянском городе Ленинакан в семье военнослужащего. Как и многие семьи военных, они часто меняли место жительство. Первоклассницей она стала в небольшом городе Ахтырка Сумской области. А окончание школы произошло уже в Советске Калининградской области. После отставки ее отца - Светличные обосновались в Мелитополе.

Мать Светланы - Золотарева Мария Федоровна была творческой личностью, очень любила участвовать в художественной самодеятельности, играла в спектаклях. Она мечтала, чтобы дочь выбрала именно актерскую профессию.

Еще в детском саду Света посещала драматический кружок, а позднее занималась в театральной студии. 

Светлана вспоминает: "Я артисткой хотела быть всегда. Крохой меня мама брала с собой в гарнизонный Дом офицеров, она там участвовала в спектакле "У них есть родина". У ее героини пропал ребенок, у меня до сих пор осталось ощущение того дикого горя, которое она показывала на сцене. Мама всегда хотела, чтобы я была артисткой. В школе я стояла в первых рядах художественной самодеятельности, вела все концерты, стихи читала. Папа был комендантом города, и все шушукались: "А вы видели дочку коменданта города?.."

Светличная отмечает, что еще будучи беременной, ее мать говорила отцу: "Если родится девочка, назовем Светланой. Представляешь, как красиво будет звучать: "артистка Светлана Светличная?".

После получения аттестата девушка отправилась в Москву, где без труда преодолела конкурс в 80 человек на место, поступив в театральный институт.

В 1963 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, курс Михаила Ромма. Вместе с ней учились Андрей Кончаловский, Галина Польских и Валерий Носик

"Когда поселилась в общежитии, то первое, что услышала, было обсуждение какого-то Мишки Ромма. Я свято верила, что это кто-то из наших студентов. Разбирало любопытство, хотелось его увидеть: что ж это за Мишка, о котором половина общежития говорила взахлеб. На втором туре я увидела Михаила Ильича Ромма и оторопела…Был сильный дождь, и я пока бежала из общежития, промокла вся, вбегаю взъерошенная в облипшем платье. Он меня увидел и говорит: "О, воробей…" Учиться во ВГИКе мне было легко и интересно. Я поняла, что я интересна как актриса, это большое дело: понимать, что ты нужна. Помню, как Михаил Ильич Ромм приходил и с каким интересом он смотрел мои куски из "Казаков" Толстого. Помогал мне, осаждал меня, где было нужно, вытаскивал из меня волнение", - говорит Светлана.

Театр

С 1963 года поступила в труппу Театра-студии киноактера. В театре исполнила множество ролей, а наиболее известной стала ее работа в спектакле "Бесы" по одноименному роману Федора Достоевского. Она предстала в образе Марьи Тимофеевны Лебядкиной.

Театральные работы

  • "Бесы" по роману Федора Достоевского - Марья Тимофеевна Лебядкина
  • "Чудо" по пьесе "Чудо святого Антония" - Сюзанна
  • "Казаки"

Кинематограф

В кино Светлана дебютировала, сыграв в эпизоде в киноповести Михаила Калика "Колыбельная". Уже в следующей работе ей доверили главную роль Нади Колчиной в фильме режиссера Татьяны Лиозновой "Им покоряется небо". 

Актриса вспоминает: "Я играла жену летчика, которого играл Рыбников. Меня старили - его омолаживали. Но получилась очень хорошая пара. Я защищала диплом, и мне Михаил Ильич Ромм за эту работу поставил отлично".

Затем последовали другие и интересные роли. Павлина в комедии "Стряпуха" Эдмона Кеосаяна, Катя-русалка в балладе "Чистые пруды", стюардесса Вика в мелодраме "Неподсуден", Надя Степановна в экранизации "Не самый удачный день" по повести Юлиана Семенова "Дунечка и Никита".

Оглушительный успех актрисы пришелся на картину Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". Она сыграла роковую соблазнительницу Анну Сергеевну в нескольких эпизодах.

Светлана признается, как тяжело далась ей та сцена: "Представьте себе: что значит сорок лет назад сниматься полуобнаженной в присутствии огромного количества мужчин из съемочной группы. Плюс народ сбежался из других павильонов: мгновенно прошел слух, что "сейчас Светличная будет раздеваться". Особенно я занервничала, когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Дрожала как осиновый листок! И помог мне в этой ситуации Юрий Владимирович Никулин. Он отозвал меня в сторонку и сказал: "Светка, чего ты дрожишь? Ни на кого не смотри, только на меня, я - свой человек. В этой сцене я тебе подыграю". Он так убедительно это произнес, что все мои страхи мигом улетучились".

После участия в этом фильме ее стали узнавать на улице, а отец перестал разговаривать с ней, представшей перед зрителями в образе девушки легкого поведения.

В 70-е годы карьера Светличной складывалась не лучшим образом. Она получила только две заметные роли - Габи Набель в шпионской ленте "Семнадцать мгновений весны" и Нади в легендарном сериале "Место встречи изменить нельзя".

Причину своей невостребованности актриса объясняет: "Скорее всего причина в моей несоветской внешности. Я ездила за рубеж очень часто. Нону Мордюкову не брали. Я же была в Мексике, Чили, во Франции, Швеции... Я была похожа на западных актрис. И самое страшное для меня было то, что я ездила с чужими картинами. Ведь меня на роли не брали".

Почти пятнадцать лет она оставалась в тени. Но в 2000-е напомнила о себе как об артистке в фильме "Богиня. Как я полюбила" Ренаты Литвиновой, где исполнила яркую роль.

По ее словам, она благодарна Ренате за свое возвращение в кино: "Я была в полном забвении, когда Рената сделала мне предложение. Она утвердила меня буквально за 15 минут, и на площадке я сразу почувствовала, что возрождаюсь и как актриса, и как женщина. Конечно, на съемках пришлось понервничать. Но Рената - очень творческий и тонкий человек, она чувствовала все, что ощущала я. И здорово мне помогла".

Затем Светлана появилась в драме "Девушка и смерть" знаменитого голландского режиссера Йоса Стеллинга и в киноповести "Дом у соленого озера" Игоря Вовнянко.

Личная жизнь

Актриса была замужем дважды. Первый избранник - актер Владимир Ивашов. Молодые люди познакомились, когда учились на втором курсе ВГИКа.

"Они с Жанной Прохоренко пришли к нам на втором курсе. Михаил Ильич Ромм привел их, представил. А все во ВГИКе и так знали, что они снялись в "Балладе о солдате", произведшей фурор на Каннском и Венецианском кинофестивалях. Хорошо помню, как Володя вошел к нам в аудиторию: в джинсах (которые тогда, пожалуй, на весь Советский Союз имели человек сто), ковбойской шляпе, стройный, длинноногий. И невероятно застенчивый! Он еще не успел занять свободное место, а девчонки всего курса уже по уши в него влюбились. Конечно, не буду скрывать, он мне тоже сразу понравился, но я виду не показывала. Если честно, думала, что у них с Жанной - роман. К счастью, ошибалась... На репетиции спектакля "Казаки" по Льву Толстому по сценарию мы должны были с ним целоваться. Когда Володя меня поцеловал, меня как током ударило. Я вдруг почувствовала, что целует он не героиню спектакля, не актрису и партнершу, а меня - Свету Светличную. То есть по-настоящему! Значит, я ему нравлюсь. А вскоре, провожая меня в общежитие, где я жила, Володя неожиданно признался: "Светка, мне кажется, что я тебя люблю!" Это были, наверное, самые счастливые мгновения в моей жизни", - рассказывает артистка.

Через полгода влюбленные устроили свадьбу. А в 1961 году родился сын Алексей, названный в честь главного героя "Баллады о солдате".

В 70-е годы личная жизнь Ивашова и Светличной дала трещину. Начались семейные неурядицы, взаимная ревность к поклонникам, измены. Она вспоминает: "То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я - человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать... Я была противной. Володя был степенным. Он был, как Каренин, очень мягким. Если бы я вышла замуж за другого, наверное бы, у меня был не один муж. Выдержать мои закидоны трудно".

Затем у пары появился второй сын, которого назвали Олегом. В 80-е супруги достаточно редко снимались в кино, а в период перестройки их вообще перестали приглашать на съемочную площадку. Театр-студию киноактера им тоже пришлось покинуть. Светлана стала домохозяйкой, она воспитывала сыновей. А Владимир страдал от своей невостребованности. Он устроился простым рабочим на стройку. Непосильная работа и стала причиной его раннего ухода из жизни. Во время разгрузки одной из машин на стройке ему стало плохо, его госпитализировали, сделали операцию, но она не помогла. Сердце не выдержало. Он умер в больнице в возрасте 55 лет.

Через три года состоялся ее второй брак - с поэтом и музыкантом Сергеем Соколовским Светлана Афанасьевна расписалась через неделю после знакомства. Но брак продлился всего месяц и распался.

С первым мужем Владимиром они вырастили двух сыновей - Алексея и Олега. Внешне Алексей похож на Светлану, а по характеру - на отца. Младший, Олег, наоборот. "Я до сих пор жалею, что мы не увидели у Олежки актерский дар, он мог пойти по нашим стопам. Но когда во время перестройки мы поняли, что наша профессия слишком зависима от разных обстоятельств, стали сопротивляться. Олег прекрасно пел, писал прозу, был очень одаренный мальчик. Но он не нашел себя здесь. Я не стала расследовать, как он ушел. Он похоронен на Ваганьковском кладбище вместе с отцом", - откровенничает артистка.

Позже у Светланы были отношения со стилист-парикмахером Русланом Татьяниным и певцом Прохором Шаляпиным.

У актрисы есть внучка Мария от старшего сына Алексея. В 2006 году Маша подарила Светлане Афанасьевне правнука, которого назвали в честь прадеда - Владимир Ивашов.

Подробности личной жизни Светлана Светличная рассказала в программе "Судьба человека с Борисом Корчевниковым" на телеканале "Россия 1".

Озвучивание

Светлана Афанасьевна занималась дубляжом советских и зарубежных фильмов. Она озвучивала "Молодые", "Нет ничего лучше плохой погоды", "Беги, чтобы тебя поймали", "Новые центурионы", "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Иисус", "Транзит для дьявола" и другие.

Интересные факты

  • Светлана Светличная снималась вместе с мужем Владимиром Ивашовым. В "Герое нашего времени", где Владимир сыграл Печорина, а Светлана снялась в образе девушки-контрабандистки. Также совместные съемки прошли в приключенческом фильме "Новые приключения неуловимых". Ее супругу досталась роль адъютанта полковника Кудасова.

Интервью

Герасимов

"Все мои спотыкания, увлечения, проступки, на которые закрывал глаза Ивашов, покажутся детским лепетом в сравнении с тем, чего ждал от меня Герасимов. Он хотел, чтобы я принадлежала ему целиком и полностью. Для человека с его возможностями не было ничего запретного. Я не спала несколько ночей, пытаясь найти какой-то выход. И нашла, как мне казалось, единственно верный.

Сказала мужу: "Володя, я так устала после съемок в Венгрии, у меня нет сил, я хочу побыть дома с детьми. Мне придется отказаться от съемок у Герасимова. Но мне страшно одной говорить об этом Сергею Аполлинариевичу. Ты не мог бы сходить со мной?"

Мы сидели за столом вчетвером. Герасимов, Тамара Федоровна Макарова, Володя и я. Думаю, только мой муж не понимал, что именно происходит в данный момент. Сцена вышла тяжелая, неловкая, но в итоге меня отпустили. На все четыре стороны. Главную роль в фильме сыграла Любовь Виролайнен, у них с Герасимовым начался громкий роман. А меня перестали приглашать на съемки".

Годы перестройки

"Работы артисту Ивашову не было никакой. Семью кормить нужно, и Володя пошел на стойку, их бригада строила ангары. Работа была тяжелая физически, мужики в той бригаде знали, что Ивашов знаменитый артист, пытались его беречь, не давали поднимать тяжести. Но он не мог быть особенным и вкалывал наряду со всеми. Но не физическая работа его сгубила, он был сильный. Он морально очень страдал от того, что не востребован как актер, я понимала, что он съедает себя.

Из Театра киноактера нас с ним фактически вышвырнули. Жить было просто не на что. Володя ездил утром в метро в телогрейке и резиновых сапогах, а его все равно часто узнавали. Это его просто убивало.

Я тогда торговала женскими сапогами, одна иностранная компания мне давала их под реализацию: "Вы лицо известное, обмануть не можете", - так говорили мне те иностранцы. Я ходила по бухгалтериям и ЖЭКам и всем девочкам предлагала сапоги. Они смотрели на меня, как на зверя в зоопарке, но иногда покупали. За каждую проданную пару я имела один доллар. Это для меня были деньги. Я понимала, что если через себя не переступлю, то мы все станем бомжами или сопьемся. А так заработала денежку, обед приготовила и мальчишки мои сыты. Думала, от стыда сгорю. Но детей нужно кормить. А я артистка и больше ничего делать не умею.

А когда Володи не стало, я даже работала домработницей. Ведь пенсии у меня еще не было и просто не на что было купить хлеба и пачку сигарет.

В нашем подъезде в одной из квартир начался грандиозный ремонт, я как-то туда заглянула. Там были одни рабочие, и они сказали, что хозяин жилья сам из Новосибирска и в Москве бывает нечасто. Я оставила им свой телефон и попросила, чтобы он мне позвонил.

Он вскорости позвонил, робко так представился. Я спустилась к нему домой и прямо сказала, что я бы могла присматривать за их квартирой, когда они отсутствуют, убирать, стирать. И если нужно, могу вкусный обед приготовить. Я, может, кому-то и кажусь легкомысленной в мини-юбке, но хозяйка из меня неплохая получилась. Спасибо мамочке моей…

Мужик бедный узнал меня, так растерялся, покраснел, замахал руками. Говорит, что он и так мне даст денег сколько я попрошу. Помню, смотрю на него и говорю: если вы не согласитесь, мне не на что будет есть. В тот день денег даже не было на пакет молока. Я просто так деньги брать никогда не умела, привыкла зарабатывать. Своим трудом. Он согласился. Он спас меня и моих детей. Денег оставлял в разы больше положенного, в руки никогда не давал, стеснялся. Он оставлял их всегда в одном и том же месте.

Я добросовестно убирала квартиру, мыла окна, уют наводила. Помню, пошла в магазин и купила шесть красивых фужеров и так оригинально их расставила на столе. Он был счастлив, как ребенок. Еще после отъезда хозяина квартиры в холодильнике оставалось много первоклассной еды - он разрешал мне все это забирать. Вот такой был период в моей жизни".

Первый и любимый муж

"С Ивашовым у меня счастье было разным. Я натура увлекающаяся, могла влюбиться, увлечься. Он тоже. Были периоды, когда я его называла: ты Каренин мой…Я могла наорать на него, стукнуть кулаком по столу, забрать его в Курган, написать расписку врачам. Он - нет. Он был робкий. Я была ведущая, на передовой жизни стояла я. Дети в школе напроказничали - я шла и разбиралась. Детей хвалили - я тоже шла и принимала похвалу. Володя нет. Он старался, зарабатывал деньги, но решение по дому принимала чаще всего я.

Володя прекрасно готовил, мог роскошно накрыть стол. Помню, Слава Ростоцкий пришел к нам в гости и увидел на столе красоту, им сотворенную. Он онемел и тихо вымолвил: "Это рушить нельзя..." Были годы - Володе звонили с предложениями о работе, и он снимался, а я нет. Никогда не ревновала его к профессии.

Я всегда хочу нравиться - это уже не отнять. Почему я часто летала на многие заграничные фестивали, часто с чужими картинами?..Умела преподнести себя как женщина, и в какой-нибудь Германии или Чили я была равной среди европейских или американских актрис. Держалась не хуже их. Часто ловила на себе плотоядные взгляды мужиков - понимала, что нравлюсь. Но для меня главное - чтобы мне человек нравился. Случалось и такое… И романы были, все было… Женщина без романов, впрочем, и мужчина тоже - это явление крайне редкое. Если на женщину никто не обращает внимание, то это беда… Причем беда всем, кто рядом. А если на мужика никто не обращает внимания, то он слюнтяй. Романами злоупотреблять нельзя, они порой далеко заводят. Я однажды сказала себе стоп, поняла, что Володя догадывается и страдает…

Однажды он мне дал прочувствовать все по полной программе: я была на гастролях в Таллине, там у меня был роман. Я звонила Володе, чего-то муркала в трубку, вот купила тебе такой красивый пуловер, он слушал, и я по его дыханию понимала, что не в верит… Встречал меня на Рижском вокзале, на своей машине. По дороге домой нам нужно было заехать к нотариусу и что-то оформить. Нотариус был знакомый и ждал нас с утра. Приехали, стали заполнять какие-то бумаги, и в одной из них я пишу, что я Ивашову жена. "Это уже не твоя графа. Пока ты была в Таллине, я оформил с тобой развод". Этой фразой он меня расстрелял. Я вышла из помещения, села в первый трамвай и ездила в нем до глубокой ночи. Не хотелось ни пить, ни есть, ни в туалет. Все во мне окаменело.

Володя ушел жить к своей сестре Гале (может, она поэтому меня так не любит). Я с ума сходила без него, понимала, что если не верну, то жить без него не смогу. Я год вокруг него вилась, использовала все женские секреты и хитрости. Искала все точки соприкосновения. Но вернула его в семью. Я предложила повенчаться - и мы повенчались. Главное для меня было, чтобы Володя мне поверил.

Я всегда говорю: артисткам детей рожать нельзя. Категорически. Профессия наша (если ей отдавать себя полностью) не совместима с материнством. Я не хочу называть громкие имена, у которых дети закончили трагически. Но таких много. Скажу лишь про себя…

Съемки, гастроли, концерты, репетиции. Все это на первом месте в жизни. Почему мой старший сын Алеша со мной неласковый? Почему второго сына Олега потеряла так рано?.. Причина одна: мы с Володей недодали им тепла. Сынок на руке виснет, мама, побудь со мной… А у меня самолет, нужно в Чили на фестиваль лететь. Где сейчас этот фестиваль? И кто о нем помнит? А сына потеряла… Летом на три-четыре месяца отправляли их к бабушке в Мелитополь, а им папа с мамой были нужны больше, чем бабушкины вареники. У меня фестивали, поездки, платья. Бессонные ночи - оттого, что фасон не тот…

Профессия наша душу выжигает, если бы все вернуть сначала, никогда бы не пошла в артистки. Ни-ког-да! Кино - это сладкий яд. Это иллюзорный обман. Луч света на белом экране порабощает тебя, как наркотик. Ты отдаешь все за тот миг иллюзии, чтобы мелькнуть на рваной простыне экрана. Несоизмеримые вещи - растоптать свою судьбу ради этих минут на экране. Из меня бы получился хороший врач. Я так думаю. И я бы была счастливее в белом халате.

А так - что? Я реально в жизни недолюбила, недоиграла, недотанцевала… Одни "недо".

Почему недолюбила? Я уже пятнадцать лет без мужчины, Володя меня от молодости увел и к старости не привел… А во мне до сих пор сидит женщина. Журналисты порой плетут про меня невесть что, сейчас вот роман приписывают со стилистом Русланом. Мне просто безумно нравится участвовать в его творческих экспериментах".

Cын

"Живу с колоссальным чувством вины пред умершим сыном, пред Олежкой моим. Когда рухнула одна страна и на ее место неуклюже и болезненно прихромала другая, с жизнью совсем непохожей на прежнюю, то многие не выдержали этого, не вписались в новые условия и повороты. Олежка мой не вписался в новую жизнь. Он с детства был очень талантливый, цыганочку плясал просто изумительно. В пять лет он пережил клиническую смерть. После этого он изменился, из ребенка ушла радость. В армии над ним сильно издевались, так что он даже не дослужил, и мы всеми правдами и неправдами были вынуждены его оттуда забрать. Он вырос красивым, здоровым мужиком, фантастически рисовал, писал неплохие стихи. Но все как-то было мимо и не туда…

Дошло до того, что он стал на рынке торговать джинсами, на холоде, и для согрева пристрастился к рюмке. "По граммулечке…" Так говорил он. Потом он бросил Москву, уехал в деревню, в Ивановскую область. Там жил и на деньги от сдачи квартиры пил почти беспробудно. И в один день его не стало.

Как я пережила все это? Знаете, есть тысячи, миллионы матерей, которые даже не знают, где похоронены их дети. Им в разы тяжелее, чем мне. А мои мужики, Володя и Олежка, рядом лежат. И я к ним прихожу. Потом, я свято верю, что его Господь забрал к себе".

Молодые люди

"В том, что я могу понравиться молодым, особенно в наше время, нет ничего особенного. Кто-то может влюбиться в полных, кто-то - в пожилых или - совсем юных. Да, на презентациях я появляюсь вместе с молодыми мужчинами, там неприлично появляться одной. Женщина должна быть всегда с мужчиной. Это мое мнение. Не важно, сколько ему лет. Хотя, если бы какой-то пожилой мужчина с массой болячек сказал мне: "Будьте моей музой" - я бы не согласилась. Мне нужен еще неувядший цветок в горшке. Но не для кувыркания в постели. Иногда хочется поговорить не по телефону, а с живым человеком. К тому же, я - женщина. Даже если мне будет двести лет, я предпочитаю на себе ощущать мужские взгляды. При этом мне нужно, чтобы это был гений и талантище. Я бы ему служила. Вчера я посмотрела фильм "Репетиции", в котором я увидела сына Миши Ефремова Никиту. Ему уже 25 лет. Я соскучилась по такому актерскому мужскому обаянию. Я с ним даже созванивалась и сказала: "Мне поклонники часто говорят: "Спасибо за то, что вы есть"! Вот и я вам хочу сказать: "Спасибо за то, что вы есть, такой талантливый и обаятельный". Вы знаете, в моем лице вы всегда найдете поддержку". Я не хочу оправдываться, но у меня материнские чувства к молодым, потому что нет сына Олега. Он ушел в 33 года".

Премии и награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (1974)
  • Медаль А. С. Пушкина за монолог Татьяны Лариной (1999)
  • Почетный приз за талант и народное признание на МКФ "Фестиваль фестивалей" (2006)
  • Премия "Бриллиантовая шпилька" - "Блондинкой по заслугам" (2006)
  • Приз зрительских симпатий на XI Бердянском Международном кинофестивале (2008)
  • Премия журнала "Hello" "Самая стильная в России", в номинации "Икона стиля" (2009)
  • Приз за вклад в комедию на Фестивале "Амурская осень" (2010)
  • Премия от телеканала Fashion TV - Fashion People Awards 2011 - титул "Икона стиля" (2011)
  • Почетный гражданин города Советска (Калининградская область) (2011)
  • Приз "За преданность кинематографу" на XXI Российском кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине (2015)
  • Премия Fashion People Awards - "Икона стиля" (2015)
  • Победитель VIII Международного кинофестиваля "От всей души" в Ульяновске, в номинации "Легенда российского киностиля" (2016)

По материалам Википедии и сайтов: russia.tv, kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, uznayvse.ru, rg.ru, syl.ru.

Фильмография: Актриса