Вера Сотникова

Дата рождения:

19.07.1960

Место рождения:

Сталинград (Волгоград)

Российская актриса театра и кино, телеведущая

Биография

Вера Сотникова родилась в Сталинграде в обычной семье. Ее отец был шихтовщиком на заводе, а мама трудилась телефонисткой. У нее есть старшая сестра Галина.

Родители девочек, не имеющие никакого отношения к кино и театру, старались привить детям любовь к искусству. С раннего детства их водили по различным выставкам, музеям и фестивалям.

Юные годы будущей актрисы были по-настоящему счастливыми. Она вспоминает: "Меня окружала любовь и мне очень нравилось, когда меня хвалила мама. С теплым чувством вспоминаю семейные праздники, длинный стол, застеленный белой скатертью. К нам всегда приходило много гостей. И мы со старшей сестрой помогали маме готовить - плюшечки, розочки какие-то, салаты. Конечно, все, что человек впитал в детстве, он невольно старается проецировать на свою взрослую жизнь".

По окончании общеобразовательной школы Вера по совету сестры решила поступить в театральное училище. Она отправилась в Саратов, но завалила экзамены. И тогда подала документы на филологический факультет МГУ. Однако вновь потерпела неудачу. На этот раз из-за отсутствия справок - туберкулезного и психоневрологического диспансеров.

Вера рассказывает: "Расстроенная, я поехала на вокзал, заняла очередь за билетом. Стояли тогда по семь часов. Чтобы убить время, я поехала в "Щуку". Там тоже была очередь на прослушивание, я тоже ее заняла. А во дворе училища познакомилась с парнем, бренчавшим на гитаре. Он сказал: "Пока ждем, успеем сбегать в Школу-студию МХАТ". Там будущих актеров прослушивал Андрей Мягков. "Что это Вы так плохо читаете?" - спросил он у меня. "У меня документы в университет не приняли, и очередь за билетом на Казанском вокзале проходит", - честно ответила я. А он говорит: "Никуда Вы не поедете!". Мне сразу дали общежитие, допустили до экзаменов".

В 1982-ом Вера Сотникова успешно окончила Школу-студию при МХАТ, мастерская Олега Ефремова.

Театр

В 1984-1987 годах артистка служила в Театре на Малой Бронной. Потом на несколько лет судьба связала Сотникову с театром "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева.

В разные периоды своей карьеры сотрудничала с Театром имени Моссовета, МХАТом, "Театром Луны" и творческой группой Романа Виктюка.

Заметными работами стали такие постановки, как "Раненый зверь", "Собачий вальс", "Доктор Живаго", "Путешествие дилетантов", "Гофман" и другие.

Участвует в антрепризном спектакле "Адам и Ева", в Московском ТЮЗе занята в "Чапаеве и пустоте" режиссера Павла Урсула.

"Антреприза - это своего рода отдых для актера, так как не требует длительной подготовки. Помню, когда собиралась сыграть Машу в "Трех сестрах" Чехова: я за день до спектакля прекращала любые развлечения. Не смеялась вообще. Зачем такие жертвы? Сейчас, с годами, отданными профессии, организм стал, как скрипка, чутко реагировать на поставленную задачу. Им можно управлять, настраивать на нужную волну буквально по щелчку пальцев. Да, я ставлю над собой эксперименты, мне всегда это интересно. Стараюсь не делать повторов, даже играя одну и ту же роль длительное время. Чтобы "звучало" каждый раз по-новому. А партнеры обычно подстраиваются. Это важно - иметь чуткого партнера для общей органичности спектакля", - говорит актриса.

В 2010 году Вера удостоилась спецприза "Золотой журавль" за работу в спектакле "Адам и Ева" на фестивале "Амурская осень".

Театральные работы

Драматический театр на Малой Бронной:

  • "А все-таки она вертится", Малахова
  • "Детектив каменного века", Ящерица
  • "Татуированные души", Ружа
  • "Ксантиппа и этот, как его...", Милена
  • "Раненый зверь" Тело "В"
  • "Вы чье, старичье", Лидия Павловна

Театр "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева:

  • "Доктор Живаго", Лара
  • "Шесть персонажей в поисках автора", Молина
  • "Идиот", Настасья Филипповна
  • "Чевенгур", Софья

Театр имени Моссовета:

  • "Собачий вальс", Елизавета

МХАТ имени Чехова:

  • "Гофман", Юлия
  • "Три сестры", Маша
  • "Дядя Ваня", Елена Андреевна
  • "Антигона", Исмена

Театр Луны:

  • "Путешествие дилетантов", Госпожа Тучкова

Театр Романа Виктюка:

  • "Непостижимая женщина, живущая у нас", Мауриция, Мадагаскар

Антрепризы:

  • "Адам и Ева", Евга
  • "Чапаев и пустота", Анка
  • "Мастер и Маргарита", Маргарита
  • "Семейная идиллия", Вика
  • "Маленькие аферы большого города", Дафна
  • "Сергей и Айседора", Айседора Дункан
  • "Пять вечеров", Тамара

Кинематограф

В кино Вера Сотникова дебютировала в 1983 году в роли парикмахера Ольги в социальной драме "Признать виновным". В следующем году сыграла дочь Плюшкина в экранизации "Мертвые души" по одноименной поэме Николая Гоголя.

Актриса снялась в эпизодах фильмов "Марица", "Внимание! Всем постам...""Самая обаятельная и привлекательная". Получила известность после съемок в картинах "Курьер", "Право на прошлое", "Гу-га", "Хочу в Америку", "Охота на сутенера".

Большой успех Сотниковой принесла российско-греческая картина "Байрон". За роль Августы она была удостоена в 1992 году на кинофестивале в Салониках приза "За лучшую женскую роль второго плана".

Стоит отметить, что лучшими работами актрисы в 90-е годы являются именно исторические роли: Рубина в картине "Битва трех королей", княжна Екатерина Долгорукая в драме "Роман императора", Генриетта Неверская в телесериале "Королева Марго", Бригитта в ленте "Рыцарский роман".

С 2000 года артистку часто приглашают в популярные сериалы. Она появляется в "Пятом угле" и "Даше Васильевой". В 2004 году Вера Сотникова сыграла главную роль в ремейке картины французского режиссера Эли Шураки "Слова и музыка".

В 2013 году снялась в многосерийном фильме Александра Павловского "Людмила". Ей доверили образ певицы Людмилы Зыкиной. Чтобы воплотить на экране легенду русской песни, она набрала 10 килограммов: "От предложения сыграть легендарную Зыкину невозможно отказаться. Я не знаю, кого мне благодарить - судьбу, продюсеров или стечение обстоятельств. Когда мне наносят грим, делают прическу, я сразу вживаюсь в образ Людмилы Георгиевны".

В числе последних киноработ "Жених", "Мой любимый раздолбай", "Управа", "Я больше не боюсь", "Верю не верю".

Фильмография актрисы насчитывает более 40 работ.

Режиссер

В качестве режиссера Вера Сотникова сняла для певца Владимира Кузьмина пять музыкальных клипов на его песни. Она рассказывает: "Я написала сценарий и показала его Володе, пояснив кратко, как надо снимать. Он говорит: "Вот ты и сними сама". Я отговаривалась, но любопытство сыграло свою роль. Да, я столкнулась со многими сложными вещами, совершила ряд ошибок, которых не случилось бы, имей я хоть какой-нибудь опыт. Самая большая из них была та, что я хотела снимать кино, а не трехминутный клип. Режиссер не должен быть жадным на кадры. Нужно выбросить в корзину, может быть, четыре-пять суперкадров и оставить один гениальный. Ведь нужен темп и ритм. Режиссером быть слишком трудно, я не раз говорила, что профессия режиссера это мужская профессия".

Продюсер

Помимо работы в театре и кино, Вера выступила продюсером документального фильма о поэтессе Марине Цветаевой. "Я сняла первую часть в Коктебеле. Для того, чтобы продолжать, нужны деньги, нужны люди, которые могли бы мне помочь. Над этим надо работать, а у меня не хватает времени. Я постоянно занята: поступают различные предложения, я их принимаю, потому что считаю, что от них просто нельзя отказываться", - признается актриса.

Также Сотникова создала сценарий телеспектакля "Собачий вальс", антрепризы "Адам и Ева".

Телеведущая

В последние годы артистка часто появляется как ведущая на различных проектах канала ТНТ. Наиболее известной стала ее деятельность в проекте "Клуб бывших жен" и в российской версии мистического шоу "Битва экстрасенсов".

По ее мнению, участники "Битвы экстрасенсов" действительно обладают магическими способностями: "Мне на этой программе никто никогда ничего заранее не говорит. Я узнаю ту или иную историю, только когда уже гримируюсь. Ничего не придумываю никогда...Наиграть такое невозможно - когда у тебя текут слезы, перехватывает дыхание...У нас на программе иногда происходят чудеса".

Личная жизнь

Вера Сотникова вышла замуж первый раз на втором курсе театральной школы. Супругом актрисы был обычный дворник Юрий Никольский, представившийся ей реставратором. У пары появился сын, которого назвали Яном.

И все же, несмотря на рождение ребенка, их брак оказался недолгим. Вместе с мужем они прожили лишь год, после чего расстались. Причем, как утверждает Вера, союз был обречен уже с самого начала: "Там давно все было разрушено. Еще тогда, когда я была беременной".

Затем у Сотниковой были отношения с немецким предпринимателем Эрнестом Пиндуром и артистом Владиславом Ветровым. Но яркие романы продлились недолго.

В 90-е годы она познакомилась с певцом и композитором Владимиром Кузьминым . Прожив вместе семь лет, Вера и Владимир расстались.

"Чего греха таить, мы оба так любили свои профессии, что почти ревновали к ним, - откровенничает Сотникова. - Меня очень не устраивало, что он всегда был где-то там, но не со мной. Это меня обижало. Три года подряд человек не приезжал на мой день рождения, видите ли, у него гастроли. Он мне давал деньги, я устраивала девичник. Это было странно. Если это не любовь, надо расставаться. И как можно быстрее. Зачем вообще терпеть что-либо? Вот это, я считаю, очень важно...".

Третьим мужем, и снова только гражданским, для Веры стал продюсер Ренат Давлетьяров. И эти отношения в очередной раз закончились расставанием.

Громкий роман случился у актрисы с Эдгаром Запашным. Их знакомство произошло в цирке накануне Нового года. Связь артистов была недолгой, Вера понимала, что дрессировщик намного младше ее, и что их отношения обречены.

После Сотникова два года встречалась с актером Дмитрием Малашенко, который младше ее сына Яна на 5 лет. На сегодняшний день ей приписывают отношения с Алексеем Воробьевым.

О подробностях личной жизни Вера Сотникова рассказала в программе Бориса Корчевникова "Судьба человека".

Интересные факты

  • Вера Михайловна является попечителем фонда "Адели", занимающегося помощью детям-инвалидам с диагнозом "ДЦП".

Интервью

О ролях

"У меня много любимых ролей. И не могу сказать определенно, какая из них "самая-самая". Только представьте: у вас четыре ребенка. Которого из них вы любите больше? Всех одинаково. Так и с ролями. Если говорить о театральных работах, то люблю свою Айседору Дункан из спектакля "Сергей и Айседора" (постановка Романа Виктюка. – Прим.Russia.tv), Машу в "Трех сестрах", Ирину Андреевну в "Дяде Ване".

Недавно, в начале февраля, мы с Женей Сидихиным сыграли премьеру "Пяти вечеров". И думаю, что Тамара - тоже одна из моих любимых ролей. Как она проникновенно написана! Вот что значит классика советской драматургии! Ничего не нужно придумывать - ты выходишь на сцену и живешь в предлагаемых обстоятельствах. А обстоятельства одни: женщина в течение долгих лет ждет возвращения любимого человека с войны. Вечная любовь и такая долгожданная встреча…

А из киноработ, пожалуй, люблю Жанну из фильма "Театральный блюз". Хотя на самом деле я любила и люблю все сыгранные роли. Потому как, работая, никогда не халтурила, и перед ролями мне не стыдно. Они, роли, как дети. Если спросить ребенка: "А хочешь ли ты себе другую маму, которая будет тебя воспитывать, одевать и кормить лучше, чем я?". И не дай бог ребенок ответит "да"! Поэтому надо сыграть так, как будто это ваш собственный ребенок, который в случае актерской неудачи потом вдруг выберет себе другую маму".

Сцена

"Сцена манит к себе так, что летом, в пору отпусков, ждешь - не дождешься начала сезона. Театр - это недостаточно изведанный мир, который никто пока не изучил. Когда я на сцене, я получаю огромное удовольствие. Почему мне это так нравится, не знаю. Когда идет спектакль, образуются некие волны, происхождение которых необъяснимо, но они телесно ощутимы. Интересно, что предугадать их появление невозможно. Иногда я правильно настроена, кажется, что все есть, чтобы получить от спектакля кайф. Но он не наступает. Почему? Непонятно. Может быть, потому, что твой партнер сегодня не настроен. Может, у него что-то случилось. А мы, артисты, перед спектаклем создавая некий вакуум, не можем справиться с его настроением. Общий настрой актеров, как шарик, которому надо быть целым. Стоит одному из нас почувствовать себя, так сказать, не в духе, все, в шарике дырка. Мы его латаем, заряжаем, а все бесцельно, вся энергия улетучивается в эту дыру. Хорошо, что зритель чаще всего ничего не видит. Точнее так: если ты сыграл недостаточно точно, недостаточно ярко передал эмоцию, зритель просто не почувствует того, что мог бы почувствовать. "Кухни" он не видит, не замечает".

Cын

"Мой сын - это очень большая головная боль. Помимо того, что он есть и я его очень люблю независимо от того, как он себя ведет и что делает. Мне хочется, чтобы он вырос человеком, имел прекрасную профессию, которая была бы ему интересна. Учится в университете Натальи Нестеровой на факультете “Режиссура кино, телевидения и рекламы”. Он хотел работать с компьютерами, я же возразила, что, раз с математикой было всегда плохо, надо забыть о технике. У него есть определенные задатки, а их ведь надо развивать, талант требует постоянных тренировок, совершенствования и развития...

Наверное, самая большая боль моей жизни связана именно с тем, что я многого недодала сыну. Мне нужно было зарабатывать деньги, он часто оставался с моей мамой, с подругами. Часто меня спрашивают: "Зачем вы снялись в той или иной картине?". Да просто для того, чтобы заработать денег. Неужели вы этого не понимаете, люди?".

По материалам Википедии и сайтов: russia.tv, kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, 24smi.org, fb.ru, star-magazine.ru, sotnikovavera.ru.

Фильмография: Актриса