О проекте Земля людей

Теленгиты. Кочевники ХХI века

Теленгиты живут в горах южного Алтая. Некоторые из них до сих пор сохраняют кочевой образ жизни. Чем сложнее жизнь человека, тем закалённее он становится – слабых горы не прощают. Айдар – зайсан (избранный руководитель рода) – взял на себя обязательство доделать книгу, начатую погибшим в 2017 году его братом – книгу об истории родов Улаганского района Республики Алтай.

Роберт Чалович потомственный чабан из Кош-Агачского района – девять месяцев в году он живёт и работает вахтовым методом, руководя перегонкой яков с одной сезонной стоянки на другую. Фильм описывает несколько дней из жизни Айдара и Роберта Чаловича – непростой и такой честной жизни этих людей на просторах Алтая.

Тубалары. Деревня шаманов

Это удивительно, но, встретить по-настоящему интересного человека можно не только в многолюдном городе, но и далеко в таёжной глуши. В маленьком селе Кебезень на берегу реки Бии живёт Мария Ивановна Синкина. Она по национальности тубаларка и, как говорят, принадлежит к старинному шаманскому роду. Вместе с Марией Ивановной мы отправимся в тайгу. По дороге мы услышим множество удивительных историй из её жизни, попробуем тайгу в прямом смысле на вкус, узнаем, что значит "чоктопать" и что такое "Тилгаяк". Мы придём туда, где она родилась в загадочное заброшенное село Сюря, название которого так и переводится: место шаманов.

Даргинцы. Сердце гор

Гамидхан – глава семейства, десятилетиями жившего в селении Тебек. Каменистый склон, где не добыть даже питьевой воды, а крыши сносит ветром, видел многое: род Магаевых перетерпел и репрессии, и раскулачивание, и Великую Отечественную Войну. История их семьи связана не только с Акушинцами, но и со всем даргинским народом, оказавшимся на "проходном дворе истории".

Даргинцы любят повторять, что лишь выдержка (знаменитый акушинский сабур), и фантастическое трудолюбие смогли удержать их народ от исчезновения. С самого детства, как его отец, а теперь и сын, Гамидхан от зари до зари по локти в соли и кислоте выделывает шкуры. И только на праздник в честь рождения внучки он позволяет себе сменить привычную рабочую одежду на рубашку.

Лакцы. Каменная книга

Кумухская Джума-мечеть, в отличии от древнейшей на территории России – Дербентской, возведенной арабами, была построена в 778 году местными жителями – лакцами – построена для себя, по своей доброй воле. История лакцев отражается в камне. Начиная со ступеней горных склонов, обрастающих домами или древней арабской вязи из разрушенных мечетей, впаянной в каменные ограды и заканчивая самими людьми – стойкими, внимательными, сдержанными, трудолюбивыми, не суетными. Именно таким – достойным сыном лакского народа, предстаёт перед нами имам Джума-мечети – молодой Маннар Бариев.

Кумандинцы. Лебединый народ

Если верить древней легенде, кумандинцы ведут свой род от лебедя. Ещё в прошлом веке они в основном жили в деревнях, пахали землю, разводили скот. В нашем фильме мы расскажем, как живут и чем дышат нынешние кумандинцы – горожане. Зрители познакомятся с и с теми из них, кто выбрал простые рабочие профессии: строителем Николаем Тырышевым, конезаводчиком Артуром Арбагазовым, и с творческими людьми: с блогером Аллой Набутовой, писателем и художником Николаем Чипоковым, поэтом Катыбаем Катыбаевым. В фильме прозвучат песни и стихи на кумандинском языке. Культура кумандинцев – уникальный пример того, как древние традиции органично вписываются в реалии сегодняшнего дня.

Челканцы. Курмач-Байгол

Не более десяти лет на существование – такой срок в своей беспристрастной оценке даёт культуре челканского народа кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент Российской Академии естественных наук Екатерина Павловна Кандаракова.

Село Курмач-Байгол – последний оплот челканской культуры – оазис, практически отрезанный от мира, мобильных телефонов и интернета. Но только здесь ещё готовят вареники с начинкой из дикого чеснока (колбы) и блюдо из теста тут-паш. Чтобы сохранить связь поколений учитель алтайского языка Марьяна Владимировна Сумачакова реализует вместе с учениками проект по выявлению родового древа каждой семьи.