30.10.2020 | 09:20

В Москве начала работу выставка «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи»

 

Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи». Все экспонаты здесь «как дома», ведь музей ‒ это бывший Бахметьевский автобусный парк, который построили в конце 20-х годов.

В начале XX века в Москве начало развиваться автобусное движение. Проектирование гаражей стало новым архитектурным вызовом для инженеров. Одним из первых его принял Константин Мельников, спроектировав Бахметьевский гараж. Первый автопарк, вмещавший более сотни автобусов.

С 1927 года сюда ежедневно въезжали новые английские автобусы фирмы «Лейлэнд». Мельников создал здание с особой планировкой ‒ прямоточной ‒ автобусы заезжали в одни ворота, а выезжали через другие, не совершая маневров.

«Он был в заграничных командировках в Париже и в Берлине, известно, что в Берлине такое расположение автомобилей применялось в гаражах. Соответственно, возможно, он подсмотрел это там. Но да, именно такой параллелепипед, такая форма гаража она уникальна в Москве, она не нашла продолжения», ‒ рассказала куратор выставки Лия Чечик.

Московское коммунальное хозяйство планировало в ближайшие годы увеличить автопарк на более, чем пять тысяч автомобилей. В 30-е годы дома для машин стали активно расти, становились многоэтажными. Генеральный план реконструкции столицы постановил ‒ фасады зданий, выходящих на центральные улицы, должны быть соответствующе оформлены.

«Мы стоим перед фасадом гаража ЦИК СССР, который проектировался для правительственных автомобилей, на Пресненском валу и был построен. Это крупнейший гараж, который был построен в Москве перед Второй мировой войной. Это семиэтажная парковка на более чем 550 автомобилей разных форматов ‒ легковые, грузовые, автобусы. И это, действительно, дворец», ‒ отметила куратор выставки Ольга Шурыгина.

Москва стремительно менялась. Фотографы Родченко, Игнатович и другие вышли на улицы запечатлеть ускользающее время. Новые здания вдохновляли и кинематографистов. Гараж ЦИК СССР неоднократно становился героем советского кино. Архитекторы экспериментировали с материалами. Бахметьевский гараж строили с использованием металлоконструкций ‒ дорогого материала для середины 20-х.

«После Бахметьевского следующие гаражи уже проектировались с деревянной фермой, были деревянные перекрытия. Так было дешевле», ‒ пояснила Ольга Шурыгина.

Кураторы говорят, главные герои этой выставки ‒ люди, создатели. На чертежах инженеров и архитекторов ‒ Льва Давидовича, Михаила Минкуса ‒ эксперименты с планировкой и даже прорисовано направление движения автомобиля. Не все их проекты сохранились и функционируют по назначению. К примеру, автобаза Моссельпрома в начале 2000-х была снесена. А Бахметьевский гараж ‒ выставочный зал Еврейского музея, а сегодня ‒ и самостоятельный экспонат.

Анастасия Егорова

 Новости культуры