26.10.2020 | 20:43

В Париже проходит выставка Александра Серебрякова


В Париже в Российском духовно-культурном православном центре проходит выставка Александра Серебрякова. Сын знаменитой Зинаиды Серебряковой почти всю жизнь прожил во Франции, он был успешным и востребованным художником, его работы популярны до сих пор. Но на родине имя Александра Серебрякова мало известно.

Невероятно простой в общении и скромный по жизни Александр Серебряков приехал в Париж, когда ему было всего 17. Он застал мать Зинаиду Евгеньевну, знаменитую художницу, в очень стесненных условиях, ютящуюся на последнем этаже дешевой гостиницы. Чтобы прокормить семью, Александр брался за любую работу.

«Они с Зинаидой сняли квартиру недалеко, как раз, от Монмартра. И Александр стал рисовать такие вот графические работы», — рассказала правнучка Зинаиды Серебряковой Анастасия Николаева.

Это фрагмент рисунка для абажура. Знаменитая улица около Мулен Руж выполнена детально, но в то же время и театрально. Под серым небом — старинные автомобили, вывески и даже рекламные объявления того времени.

«Эта выставка, она отражает продолжающееся возвращение русских, которые оказались вне России сто лет назад, с их культурным достоянием, с духовным наследием», — отметил руководитель Российского духовно-культурного православного центра Леонид Кадышев.

Дела Серебрякова быстро пошли в гору. Он сотрудничал с издательствами Парижа, Лондона, Нью-Йорка, иллюстрировал детские книги, упаковки конфет, оформлял марки и визитки. По приглашению своего дяди Александра Бенуа занялся декорациями и костюмами в кино. В 40-е с головой погрузился в оформление интерьеров. Не только придумывал их, но и воссоздавал по просьбе владельцев внутреннее убранство самых роскошных европейских замков и особняков. Александру интересно было все: и богато обставленные комнаты, и винодельни с погребами.

Его называли портретистом интерьеров, но Серебрякова можно еще и назвать портретистом самой Франции, которая невероятно его вдохновляла. Это видно и в работах. Очень точно передана именно атмосфера французских городов.

Больше всего он любил Париж. Много гулял по нему пешком, брал с собой бумагу и краски, садился и рисовал. Чаще для себя, пока вокруг толпились зеваки.

«Он старался выбирать какие-то немножко не избитые места, т. е. вот, как здесь — Нотр Дам, он здесь с рекой, с баржами, со шпилем... Да, надо сказать, что вообще многое из того, что он зарисовывал, не сохранилось. Поэтому его работы, они имеют, конечно, такую уже историческую ценность», — считает Анастасия Николаева.

Он много работал акварелью, но вначале всегда использовал карандаш, а потом — белила.

«В конце он уже даже не кисточкой, а перышком. Он либо тушью, либо, вот, темной краской — вот, видите, веточки деревьев сделаны белой краской», — объяснила Полякова.

Эйфелева башня видна и из окна Российского духовно-культурного центра, где несмотря на эпидемию, проводится выставка. Посетители в течение месяца могут увидеть работы Александра Серебрякова в самом сердце города, который он так любил.


Анастасия Попова
Новости культуры