20.10.2020 | 20:38

Константин Богомолов провел генеральный прогон спектакля "Бесы"

Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов поставил «Бесов» Достоевского. Но это не сценическая версия романа. Скорее - режиссерское прочтение текста и результат полемического диалога с автором. На генеральном прогоне спектакля побывала Яна Музыка.

Рублево-Успенское шоссе. Элитное направление, престижные коттеджные посёлки. В местном концертном зале пройдет премьера спектакля «Бесы». Стоимость билетов достигает 50 тысяч рублей. Константин Богомолов говорит, как худрук он должен думать о коммерческой успешности проектов своего театра. А вот как режиссеру, ему важны только художественные вопросы. Для Богомолова это шестой спектакль по Достоевскому. «Бесы» ставит во-второй раз.

«Это роман, который находится между метафизикой и актуальностью, политической, социальной, какой угодно. Он балансирует на лезвии очень тонком и очень остром. Я бы сказал, что это такой вполне себе мистический и метафизический детектив», - поделился режиссер.

В «Бесах» заняты артисты пяти театров. Те, с кем Богомолов работает давно, участники его кинопроектов, звезды, которых пригласил в труппу. У выпускницы «Щепки» Марии Шумаковой - успешная кинокарьера. Актрисой репертуарного театра она стала впервые. С Богомоловым мечтала поработать много лет. Своим худруком восхищается. Считает, он создал собственную систему. 

«Один из приемов – это, так называемое, обнуление текста. То есть и для меня это очень работает, когда ты слышишь чистый текст Достоевского. И актер там не пыхтит, не рыдает, не рвет на себе кожу, но при этом работает психическая энергия, она выходит очень мощно с какими-то минимальными, может быть внешними проявлениями», - заметила Шумакова. 

Критики отмечают особую интонацию в спектаклях Богомолова. Есть те, кто считает, он открыл новый способ сценического существования. Исполнитель роли Петра Верховенского Никита Ефремов уверяет, режиссер просто следует за автором. 

«Знаете, есть такая интонация Достоевского некоего, которого люди вдруг начинают так говорить, такие становятся хитренькие, достоевские, с горящим глазком. И если это все убрать и довольно просто прочитать этот текст из сегодняшнего времени, то открывается собственно сам этот текст», - заявил Ефремов. 

Режиссер не раз говорил о том, что пол и возраст артиста для него не важны. При выборе актера ориентируется на внутренние качества. В обоих составах «Бесов» Николая Ставрогина исполняют актрисы. На вопрос, важен ли для нее пол персонажа, актриса Елена Морозова отвечает метафорически.

«Эмбрион делает выбор свой или Вселенная делает выбор, кем ему быть, достаточно на периоде, когда ему уже 4 месяца. Вот, наверное, я зависла в этом периоде до сих пор», - заметила Морозова.

Метафизическая сторона спектакля связана со значением имен и фамилий главных героев. 

«Ставрогин - стаурус по-гречески - переводится ка крест. И Петр, как первый апостол. Верховенский - верховный жрец. То есть эти аллюзии, они там везде. То есть, тут нет никакой придумки, есть, наоборот, более простой, вдумчивый взгляд на то, что написал Федор Михайлович», - добавил Ефремов.

Режиссер объясняет, эти персонажи играют в избранность. Но она фальшивая.

«Это террористы, которые пытаются повязать окружающий себя мир почти религиозным отношением к себе. Это такие лжепророки», - заметил Богомолов. 

В спектакль вошли не все персонажи романа. При этом есть эпизоды из «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых». Вселенная Достоевского.

Новости культуры