18.10.2020 | 21:30

В Москве прошла премьера мюзикла «Шахматы»


Накануне в столице российская публика впервые услышала исполненный на русском языке мюзикл «Шахматы», который уже три с половиной десятка лет звучит на разных языках, катается по миру наперегонки со своими конкурентами: «Кошками», «Нотр Дамами» и «Призраками оперы». Автор либретто Тим Райс, музыка написана Бьорном Ульвеусом и Бенни Андерссоном (группа ABBA). Это спектакль, который звучит, как мюзикл, выглядит, почти как опера — минимум развлечения, на сцене всё довольно серьёзно. Режиссер постановщик Евгений Писарев говорил, что его согласие ставить наши «Шахматы» было сродни планам Бендера устроить международный шахматный турнир в Нью-Васюках — довольно авантюрно. Мы тоже заметим, что только в драматическом театре он как дома. Но как раз именно в этом мюзикле для драмы величайший простор. Это спектакль. О стальных нервах. О шантаже и подлости. Об алчности. О спортивной славе и неспортивном поведении.

«Я, в принципе, люблю авторов, которые написали эту музыку. И мне любопытно, как, собственно, поставили мюзикл у нас, поэтому мне это очень интересно», — призналась народная артистка России Лариса Долина.

Большая редкость для театра — на премьеру пришел прототип главного героя — Анатолий Карпов. Он видел этот мюзикл в Нью-Йорке, Лондоне и на многих европейских сценах. И вот, наконец, российская премьера. Автор либретто Тим Райс в основу сюжета положил легендарный матч Карпов-Корчной.

«Тим Райс на матче провел три недели. И набрался идей, мы познакомились. Конечно, познакомились позже еще ближе, когда мюзикл пошел. И надо отдать должное Тиму Райсу, что за короткий промежуток он вошел в шахматы. По крайней мере, как болельщик, как человек, который восхищался этим матчем», — рассказал Анатолий Карпов.

На показе есть те, кто видел «Шахматы» в других странах. Говорят, интересно сравнить. Создатели российской версии уверяют, что у них свой подход.

«Российский мюзикл, так как у нас не имеет таких корней, как в Америке, скажем. Но у нас прекрасные корни драматического театра. Поэтому наш мюзикл — это, в первую очередь, мюзикл эмоциональный, драматический. Актерский, в том числе. И, не смотря на вот эту сложнейшую музыку Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса, мне кажется, что наш мюзикл еще получился очень актерским. В нём замечательно работают вокалисты как актёры», — отметил режиссёр, заслуженный артист России Евгений Писарев.

На премьеру пришли и поклонники жанра мюзикла, и те, кого интересует именно эта постановка. После предварительных закрытых показов в театральных кругах Москвы про «Шахматы» много говорят.

Филипп Григорьян, режиссёр: «Это очень сложный жанр, особенно для русских. Это не очень в нашей культуре. И, поэтому, каждый раз, когда доходят слухи, что намечается какая-то удача в этом жанре, то, конечно, очень интересно прийти и посмотреть».

Во-первых, известное произведение, отмечают театральный профессионалы. Во-вторых, интересно посмотреть на работу этой команды постановщиков.

«Я очень редко бываю в театре. Театре бываю, когда понимаю, что кто-то из людей, которым я очень доверяю причастен к этому спектаклю», — поделился народный артист России Иосиф Райхельгауз.

Советский и американский шахматисты. Матч, в котором много закулисной борьбы. А еще любовная драма героев. Создатели российской версии «Шахмат» утверждают, что в их спектакле главный герой — сама музыка. Именно поэтому оркестр не в яме — а на сцене, на третьем ярусе, на виду.

Продюсер Дмитрий Богачев: «Я не знаю другого мюзикла в истории мировой театральной сцены со столько разнообразной по стилям, по жанрам и по подаче музыкального материала. От оперных арий и хоров до поп-песен, от рок-баллад до джаза и даже рэпа».

В главной женской роли — Анастасия Стоцкая. Говорит, смешение стилей очень сложно для исполнителей. «Тут есть два приспособления, как ты должен петь — это более классическая манера и более роковая. Именно в моем персонаже. Эти перестройки постоянные — они довольно сложные», — считает певица.

Артисты стремились к психологической подлинности. В работе над образом главного героя Александр Суханов изучал характер прототипа. «Эмоции какие-то — не буду рассказывать. Его оценки есть здесь. И не только его. Не буду перегибать. Но есть, они есть», — поделился актёр Александр Суханов.

Мюзикл написан в 1984-м. Хотя постановка в СССР была невозможна, но музыка «Шахмат» у нас была известна и популярна.

«Если говорить о музыке, это, действительно, последнее большое сочинение такой крупной формы, которое не было до этого представлено в России. И то, что он представлен сегодня России в хорошем исполнении, с хорошей командой постановщиков, мне кажется, что это большое достижение», — отметил специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Продюсер Антон Гетьман добавляет: «Можно говорить о музыкальном качестве, можно говорить о вокальном качестве. Это сделано со вкусом. В этом нет ни пошлости, это не вульгарно, это сделано со вкусом, и без пафоса».

Музыка над противостоянием систем и над отношениями героев. Так что шахматные термины — сделать ход, решить исход партии — тут звучат по-философски. Несколько раз герои повторяют «Игра важнее игроков».


Яна Музыка 
Новости культуры