08.10.2020 | 21:31

На Малой сцене МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море»

За прозу Андрея Платонова в театрах берутся редко. Считается, что его тексты сложно перенести на сцену. Режиссер Наталья Назарова решила опровергнуть это. На Малой сцене МХТ имени Чехова она поставила спектакль «Ювенильное море». На предпремьерном показе побывала Алия Шарифуллина.

«Комедия по Платонову» - такое сочетание слов на афише удивило не только журналистов. Выбор жанра будущей постановки озадачил всех артистов. Метафорическая проза Платонова обросла стереотипами – сложная, неудобная, несценичная и совсем не смешная. Для режиссера спектакля Натальи Назаровой Платонов – последователь Чехова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Его юмор – не шутовской, парадоксальный, «сквозь слезы».

Пространство «Ювенильного моря» - степи, выжженные солнцем…. Край земли, где строят советское счастье, работники совхоза с символическим названием «Доброе начало». Истощенные не только голодом, жаждой перемен, утопию о великом будущем они создают любыми средствами, подчиняют стихии, воскрешают мертвых, пытаются заставить солнце светить по нужному им графику. 

«Человек, он хочет взять на себя роль бога. Тогда, когда век техники, технологии все растет, то мы хотим подчинить себе природу, чтобы ни от кого не зависеть, чтобы все подчинялось человеку. Это ведет к катастрофе, все должно быть на своих местах», - заявил актёр Павел Ващилин. 

«Доберемся. И до солнца. И до звезд. Всю вселенную перестроим!» - говорит главный герой «Ювенильного моря» инженер Николай Вермо. В кардинальные преобразования мира верил и сам Платонов, он принял революцию, был человеком своей страны и своей эпохи, обожествляющей труд. Эта история о коллективных химерах и иллюзиях соткана из нескольких произведений писателя, в основу вошли и труды философа Алексея Лосева. 

«Лосев сказал, что советское государств было создано по типу античного государства, языческого типа. Это не материалистическое государство, а религиозное. Люди, которые творят новый мир, они больны гигантоманией, одержимы идеей, что они делают мир с нуля, выдумывают заново. Такие древние, античные боги», - заметила режиссёр Наталья Назарова. 

Инженера, который пытается найти море в безжизненной пустыне, играет Евгений Перевалов. Для актера вызов – не только этот персонаж, сам язык Платонова. Перевести его на сцену словно идти по минному полю, не знаешь, когда и где взорвется. 

«В прошлом году мы делали Достоевского, я жаловался, он будто специально переставляет слова, чтобы сложнее было учить. У него такой слог, будто поэзия, странный, витиеватый. Но я представить не мог, что может быть сложнее Достоевского - это что-то за гранью понимания человеческого. Это же надо было так написать! Но ничего, мы все выучили», - рассказал актёр Евгений Перевалов. 

Он найдет свое ювенильное море. При определенных условиях. Комедия нашего времени – веселая, временами страшная, временами очень абсурдная сказка.

Новости культуры