27.09.2020 | 21:48

«Нос, или Заговор "не таких"» — новый фильм Андрея Хржановского


Андрей Юрьевич Хржановский — режиссёр, мультипликатор — считает Гоголя основоположником всех направлений, от критического реализма до сюрреализма. Он ещё и гениальный мастер монтажа, Гоголь. Многие его произведения — это готовая раскадровка анимационного фильма, говорит Андрей Юрьевич. Полвека он вынашивал замысел фильма по обожаемому им Гоголю, а последние годы активно над ним работал. Его картина «Нос, или Заговор "не таких"» на музыку Шостаковича после фестивального турне добрался наконец до столичных зрителей.

Андрей Хржановский чуть больше недели назад вернулся из Сочи. Его анимационный фильм «Нос, или Заговор "не таких"» открывал «Кинотавр». Картину уже показали на кинофестивале в Роттердаме, она стала «лучшим полнометражным фильмом» на фестивале анимации в Анси. Фильм не коммерческий, не для всех — так говорит о работе сам Хржановский. И не хочет ограничивать «Нос...» одним жанром: это и драма, и трагедия, и комедия, и музыкальное кино.

В основе картины — повесть Гоголя «Нос» и одноименная опера Дмитрия Шостаковича. Композитор написал ее в 1920-х. И на многие десятилетия вынужден был положить на полку. Произведение было под запретом у советской власти. Разрешение на экранизацию оперы Хржановский получил лично от Дмитрия Дмитриевича в 1969-м.

«Дмитрий Дмитриевич прислал мне открытку из больницы. На третий день я обнаружил в почтовом ящике открытку. „Андрей Юрьевич, буду рад, если вы используете мою музыку для своего фильма“», — рассказал народный артист России Андрей Хржановский.

С тех пор прошло полвека. За это время идея Андрея Хржановского обросла деталями. Сценарий писали вместе с Юрием Арабовым. В фильме три части — три сна. В первом майор Ковалев — главный герой повести Гоголя, напоминающий Пушкина — ищет нос, другой сон — фантастическая история, написанная Булгаковым о его дружбе со Сталиным, который отправляясь в оперу, чинит расправу над услышанным, по его мнению, сумбуром и какофонией. Среди персонажей картины люди «из прошлого»: отец режиссера художник Юрий Хржановский, Эйзенштейн, Всеволод Мейерхольд, который стал первым слушателем оперы Шостаковича «Нос».

«Пригласил его в Москву написать музыку к спектаклю „Клоп“ по Маяковскому. Шостакович говорит, а где же я буду жить. Жить будешь у меня. Он его пригласил к себе. Поселил на Новинском бульваре. И в это время Шостакович писал как раз музыку к опере „Нос“», — поделился Андрей Хржановский.

«Нос, или Заговор "не таких"» — кино о новаторах в искусстве и науке. О тех, кто опережал время и бесстрашно шел против течения, порой ценой собственной жизни. Одним словом, о «не таких».

Андрей Хржановский: «Те, которые сохранили способность и потребность самостоятельно думать, чувствовать, что-то решать, предпринимать — это и есть не такие. Их покамест меньше, но я не думаю, что их когда-нибудь станет больше».

В кино яркими мазками события разных десятилетий ХХ и даже XXI века, противостояние власти и художника. Как сказали зрители, Андрей Юрьевич сделал фильм про «всегда».

«Вот бывают слезы нежности. аверное, сегодня мы такие закрытые, что только нежность неожиданно может нас пробить. И вот я сегодня испытала нежность такую к Мандельштаму, к Мейерхольду. к Варламу Шаламову, к Вавилову, к Флоренскому, к Розену», — призналась народная артистка Россия Юлия Рутберг.


«Андрей Юрьевич работает с твоей душой. Это всё, это эти люди, эти художники, которых мы потеряли, это наша страна, которая могла бы быть другой. Вообще всё, что сделали со страной, в чем мы сейчас живем, он настолько современный, понимаешь, что это никуда не делось. Мы в этом живем сейчас. Шостакович, появись он сейчас, у него были бы такие же проблемы. И от этого страшно», — считает актриса Чулпан Хаматова.

Прокат фильма в России запланирован на следующий год.


Анастасия Егорова 
Новости культуры