27.09.2020 | 20:59

Выставка «Я, Энди Уорхол» открылась в Третьяковской галерее


Государственная Третьяковская галерея спустя ровно 15 лет снова демонстрирует публике Энди Уорхола — короля поп-арта, который страдал отсутствием каких-либо идей. Он начал с того, что за 50 долларов купил у художницы Мюриэль Лэтоу подсказку: «Рисуй, сказала она ему, то, что любишь больше всего». Он так и сделал. Теперь он считается папой мирового поп-арта.

В сущности, поп-арт возник, когда жизнь наладилась, через десяток лет после Второй мировой, во всяком случае в США уже наладилась. Производство товаров становилось массовым и стало объединять людей, как объединяли прежде идеи и убеждения. И вот тогда Уорхол указал человеку с улицы на то, что вот он пьёт кока-колу, и в это же время некий миллиардер или голливудская звезда пьют ровно такую же колу! Товары объединяют, значит они достойны воспевания!

Здесь не предлагают банан «медленно чистить и смотреть», как того хотел Энди Уорхол. Здесь просто предлагают банан и колу — самые узнаваемые предметы, изображенные художником, уже символы массовой культуры.

Благодаря этим работам, все узнали, что суп Кэмпбелл — любимый суп Уорхола, который он ел день за днем — в точности так, как повторяются его работы, тираж за тиражом. Мэрилин Монро уже не раз бывала в Москве, ее томный взгляд видели, наверное, все поклонники — её и Уорхола, но все равно именно эта серия работ открывает выставку.

Александр Начкебия, продюсер выставки: «Была такая типография, куда Уорхол принес свои принты Мэрилин. Точнее попросил их напечатать. Они напечатали по 500 штук. Он пришел и подписал только 250. Они говорят — а что нам делать с остатком? Он — а что? Я-то вам зачем? Все знают, что я Энди Уорхол, поэтому можете перевернуть, на обратной стороне поставить свою печать и продавайте»

Выставка застрахована на десятки миллионов долларов. Сам художник свои работы продавал за 100 долларов — пытался сделать искусство доступным массам. Про его работы говорили что они отражают пустоту и пошлость, и в то же время и его произведения, и сам Уорхол, быстро стали частью мировой культуры.

«Это все-таки художник высокоинтеллектуальный, это рефлексия. Вот мы с вами говорим, я вижу Уорхоловский банан, ну и привет нашему знаменитому банану Каттелана — вот что ты ни делай, Энди Уорхол многое сказал первым», — считает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

При своей замкнутости Уорхол любил быть в центре внимания. На его знаменитой фабрике трудились и одновременно веселились сотни людей. Снимки знакомых фотографов рассказывают о тех самых буднях, когда создавались и уорхоловские фильмы, и его шелкография. На выставке воссоздано это место силы художника — его Фабрика, а также одна из самых известных его инсталляций — Серебряные облака.

Инсталляция пока не готова, но ее можно легко представить. Облаков должно быть около 200 — это в несколько больше, чем сейчас. И они должны летать, отражая пространство вокруг себя. Кстати, купить эти надувные шары невозможно. Для этого нужно организовать выставку, предоставить проект в фонд Уорхола. Если проект одобрен, вам присылают контракт. Только после соблюдения всех условий, вам, наконец, доставят эти серебряные облака.

Когда слава Уорхола гремела, думали, что она пройдет также внезапно, как и возникла. Этого не произошло. На выставке пытаются понять человека, художника и его масштаб. Сам он называл себя машиной. Но здесь пытаются разглядеть его истинное лицо.

Анна Аппалонова
Новости культуры