24.08.2020 | 20:57

Реставраторы Третьяковской галереи восстанавливают полотно Дмитрия Левицкого

Реставраторы Третьяковской галереи восстанавливают полотно Дмитрия Левицкого, написанное в 1789 году. Это портрет юного польского дворянина Фавста Макеровского. Приступая к работе, музейные специалисты не подозревали, с какими трудностями столкнутся. Репортаж - Юлии Струковой.

Это - девятилетний Фавст Макеровский. С портрета, которому уже больше двухсот лет, удаляют пожелтевший лак. Но перед этим картину тщательно исследовали физики и химики. Помощь ученых понадобилась, когда музейщики поняли, полотно состоит из трех холстов.

«Для Левицкого это обычно - делать холсты надставленными, у него много портретов, на которых мы видим швы», - пояснила реставратор Татьяна Серёгина.

Исследования ведут совместно с учеными из Физтеха и Института общей и неорганической химии. С разных участков полотна – вот они обозначены красным цветом – взяли 4 пробы. Это миллиметровые частицы, которые залили специальной смолой, и приготовили образцы. Их изучают под мощным микроскопом. 

«Проба с основного холста является многослойной. Мы видим два слоя грунта – темный и светлый, что является традиционным для Левицкого. И поверх грунтов - красочный слой. В случае второго, третьего и четвертого образца структура грунтов заметно отличается», - объяснил старший научный сотрудник Института общей и неорганической химии им.Курнакова Николай Симоненко. 

Анализ красочных слоев показал их сходный состав по всему полотну. На всех трех частях одинаковые зеленый и коричневый пигменты. Это скорее всего означает, что все части портрета были написаны в одно время.

«Сделали предположение, что изначально автор думал одним образом изобразить героя, а потом наверное он решил расширить композицию, дополнительно что-то изобразить, и пришлось расширять», - пояснил главный научный сотрудник Московского физико-технического института Иван Волков.

Эта картина – редкий пример детского костюмированного портрета в русской живописи. Неслучайно его заказали Дмитрию Левицкому, автору изображений Екатерины II, государственных деятелей при дворе цесаревича Павла. 

«Он был написан в период сложный для самого художника. В 1789 году, а в предыдущем году художник был вынужден покинуть стены Петербургской Академии художеств, где он преподавал на протяжении ряда лет. Ему выплачивалась нищенская пенсия. И он должен был обратить свое внимание больше на частные заказы», - объяснила хранитель отдела живописи XVIII- первой половины XIX века Государственной Третьяковской Ирина Басова.

Фавст Макеровский стал адъютантом при генерал-губернаторе Москвы Ростопчине, позже служил в Горном департаменте. В 1914 году его правнук подарил портрет Третьяковской галерее. Сегодня искусствоведы изучают письма Макеровского, чтобы лучше понять судьбу картины, которая до сих пор хранит тайны.

«Вопросы остаются с ложными повреждениями на красном плаще. Я такие повреждения, как реставратор с 20-летним стажем, вижу в первый раз, и с чем это было связано – вопрос», - отметила реставратор Татьяна Серёгина. 

«По поводу швов – отдельная история. Мы можем предположить, что они пришивались Левицким, а скорее, его помощниками. Сами швы отличаются друг от друга. Первый – аккуратный, второй как будто готовился в некоторой спешке», - подметил Симоненко. 

Впереди еще много работы. Но методы, выработанные учеными, уже можно использовать при изучении других произведений искусства.

Юлия Струкова

Новости культуры