10.08.2020 | 15:39

В Клину завершился Международный фестиваль Чайковского

Фото: пресс-служба Музея-заповедника П. И. Чайковского

Впервые художественное руководство фестиваля возглавил Юрий Башмет. Фестиваль проходил в подмосковном Клину, на территории музея-заповедника П. И. Чайковского. На открытой площадке возвели сцену и импровизированный зрительный зал на 600 человек — именно столько гостей можно было разместить с учетом социальной дистанции.

В заключительном концерте принял участие пианист Денис Мацуев. Вместе с симфоническим оркестром «Новая Россия» он исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. За дирижерским пультом — Юрий Башмет.


Фото: Михаил Брацило

«Мы до этого приезжали сюда практически каждый год: и я, и Игорь Бутман, и Денис Мацуев. Это же место знаковое для каждого музыканта. В этом месте Чайковский провел свои последние годы, здесь он много работал, здесь 98 процентов экспозиции — его личные вещи. Я в свое время влюбился к в классику благодаря Чайковскому — услышал на уроке музыки его Шестую симфонию и понял, что есть кто-то круче, чем The Beatles», — рассказал Юрий Башмет.

На мероприятиях, которыми руководит Юрий Башмет, всегда много премьер. Не обошлось без них и в этот раз. Сергей Гармаш и артисты Мелиховского театра «Чеховская студия» совместно с камерным ансамблем «Солисты Москвы» исполнили музыкальный спектакль «Ч+Ч» о переписке Чайковского и Чехова.


Фото: пресс-служба Музея-заповедника П. И. Чайковского

Свою версию лирических сцен из «Евгения Онегина» показали зрителям Евгений Миронов и Елизавета Боярская. Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева совместно с солистами «Геликон-оперы» представили публике программу «Неизвестный Чайковский», в которой исполнили вокальные партии неоконченной оперы «Ромео и Джульетта».


Фото: Ирина Шымчак

Кроме того, на фестивале прошел балетный вечер, в котором приняли участие солисты Большого театра, Имперского русского балета, балета Бориса Эйфмана. «Усадьба Чайковского — это как своеобразный Зальцбург, родина Моцарта. Здесь было последнее пристанище Петра Ильича, этот дом он сам выбрал, хотел жить, значит, это место его притягивало», — отметил Николай Цискаридзе.


Фото: Иксанова Яна

В предпоследний день фестиваля на сцену вышли Игорь Бутман и его Moscow Jazz Orchestra. «Мы джазмены, но мы вдохновляемся Чайковским, Мусоргским, Рахманиновым. Я думаю, если бы Петр Ильич мог услышать нас, ему бы понравились наши джазовые обработки классических сочинений», — считает Игорь Бутман.

Юрий Башмет, который в этом году принял художественное руководство фестивалем, подвел итог: «Я ощущаю развитие фестиваля, потому что каждый смотр должен иметь свое лицо. „Декабрьские вечера“ — это Рихтер, сочинский — это фестиваль искусств, а здесь (это просто на ладони лежит) в Зальцбурге — Моцарт, а в Клину — Чайковский. Я мечтаю, что этот клинский фестиваль хотя бы одним концертом зацепил те места, связанные с Петром Ильичем, то есть от имени клинского фестиваля были бы концерты в Воткинске, во Флоренции, где у него был дом и т. д.».

Телеканал «Россия-Культура» провел онлайн-трансляции трех концертов фестиваля. Все, кто не мог присоединиться, увидят телеверсии в эфире. Следите за программой.

Дженнет Арльт