06.08.2020 | 12:06

«Иллюстрируя реальность» — новая выставка в «РОСИЗО»


«Иллюстрируя реальность» — одна из первых выставок, открывшихся в новом пространстве «РОСИЗО». На ней представлены советские и польские плакаты второй половины ХХ века, афиши к фильмам и театральным постановкам. Особое место в экспозиции отведено новаторским работам польских художников.

На этих плакатах хорошо видна разница взглядов польских художников и советских. Одни придерживались реализма, другие — символизма. Одни изображали главного героя или актера на афише — другие просто намекали, на то, что он есть. Плакат к фильму «Берегись автомобиля» почти рассказывает сюжет, чтобы потенциальный зритель знал, чего ждать. Польская афиша к выставке туристических значков работает немного иначе. Чтобы увидеть слово «турист», нужно присмотреться. Так художник предупреждает: на выставке понадобятся глаза и подобных решений очень много.

«Вот этот плакат к фестивалю пианистики, и здесь на самом деле зашифровано... Не сразу это понятно, когда человек мимо проходит, он считывает чёрно-белое, уже у него может быть какая-то ассоциация с клавишами. Но это клавиши, находящиеся в движении. И круги, которые вы видите, на самом деле у них получается разный ритм. От тихого звука он начинает становиться всё громче», — рассказала куратор выставки Алина Корень.

Польских афиш на этой выставке намного больше. Вообще во второй половине ХХ века именно польская школа плаката считалась самой новаторской и оригинальной. Художники говорили на языке, который сейчас называют моушн-дизайн, они как бы оживляли свои работы. Все эти предметы хранятся в собрании «РОСИЗО», и это большая гордость.

«Мы показываем не только наше собрание, но и рассказываем историю нашей страны. Здесь же рассказ о каких-то событиях, которые проходили в нашей стране. Это не просто вещи художественно интересные, но и смыслово насыщены», — отметила директор государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Татьяна Волосатова.

В 60-е возвращает афиша к фильму «Восемь с половиной». Это польский плакат, созданный через год после Московского кинофестиваля, на котором картина взяла главный приз. Есть среди экспонатов и афиша этой выставки — для будущей истории. Ведь для того, чтобы постер остался в памяти, его должны увидеть.

Некоторые плакаты дошли до наших дней только благодаря тому, что их похищали, бережно срывали, например, с афишной тумбы себе на память. Зная об этом, кураторы выставки решили сыграть на опережение — отсюда тоже можно унести плакат, любой, но в куда меньшем формате.

Анна Аппалонова
 Новости культуры