03.08.2020 | 11:52

Памяти Алана Паркера


Великобритания прощается с кинорежиссёром и сценаристом Аланом Паркером, создателем лент «Стена», «Эвита», «Птаха», «Миссисипи в огне». Коллеги вспоминают его талант, жёсткий характер и неповторимый стиль.

Этот рекламный ролик снял в 60-х годах Алан Паркер. Композиция кадра, свет и емкая драматургия — сразу видно почерк будущего кинорежиссера. Именно из рекламы Алан Паркер перенес в свои фильмы элементы китча, иронии и яркие музыкальные образы. Он умел создавать зрелищное кино, шоу. Выстраивал свои картины ритмически.

«Моя работа состоит не в том, чтобы Вам было комфортно в кинозале», — говорил Алан Паркер. Он родился и вырос в бедном районе северного Лондона. С детства впитал нелюбовь к истеблишменту. Пытался разрушить стену, разделяющую общество. 

Алан Паркер, режиссер: «Я не думаю, что я делаю фильмы для того, чтобы заработать, нет, я не такой уж и богатый человек. Даже несмотря на то, что живу в мире, где люди получают огромные гонорары. А все потому, что я всегда делаю выбор в пользу действительно важных для меня тем, которые могут и должны повлиять на жизнь людей. Но я и не забываю о том, что должен развлекать зрителя. И вот этот баланс, поверьте, очень сложно сохранить».

Паркер снимал фильмы разных жанров: от мюзикла до триллера, но все его работы, по словам критиков, были непременно «насыщенны идеями социального протеста». Темы, которые поднимал он в своих фильмах — провокационные, политически острые — равнодушными не оставляли никого. Он и сам был, по собственным словам, человеком категоричным и жестким. Это и позволило ему вписаться в голливудскую киноиндустрию и сохранить собственный неповторимый стиль.

Алан Паркер, режиссер: «Я занимаюсь режиссурой с 24 лет. И каждый день это битва. Битва с продюсером, с теми, с кем ты не согласен, киностудиями. И все потому, что фильм — слишком дорогое удовольствие».

Паркера называли «великим рассказчиком». Он любил «сумеречные» кадры, наполненные туманом, рассеянным светом. Использовал приглушенные цвета. В такой оптике, даже самые обыденные, повседневные жесты героев приобретали мистический оттенок.

Алан Паркер, режиссер: «Меня часто спрашивают: а кто твой зритель, кто аудитория твоего фильма? Я отвечаю: аудитория моего фильма — это я. И это все, о чем я забочусь. Кому-то нравится? Хорошо! Кому-то не нравится? Хорошо! Но если они не знают о моих фильмах, я убью их».

Стиль Алана Паркера легко узнаваем. Сочетание мастерства с завораживающим, хореографически точным, выстроенным кадром. Бунт против любой системы, способной подавить человека, будь то тюрьма, школа или каноны классического искусства.

Станислав Анисимов
Новости культуры