04.08.2020 | 11:09

В Доме русского зарубежья открылась выставка живописи и графики Александра Бенуа

Дом русского зарубежья имени Солженицына снова принимает посетителей. В музее открылась выставка живописи и графики Александра Бенуа. С подробностями - Антон Николаев.

Художник, сценограф, книжный иллюстратор, историк и пропагандист искусства - все эти грани творчества Александра Бенуа представлены на выставке. Посетители также смогут ознакомиться и с работами Бенуа по искусствоведению, эскизами открыток. Кроме того, художник немало усилий прикладывал к сохранению культурного наследия в годы революции, о чем писал в дневниках.

«Там он предлагает сохранить Шереметьевский дворец в коллекции Эрмитажа и урезонить не в меру ретивых товарищей, которые собираются там устроить дом культуры», - заявил директор Дома русского зарубежья им. Солженицына Виктор Москвин.

Особое место на выставке отведено театральным эскизам. Вот, например, набросок к первому акту балета «Жизель», поставленному для дягилевских «Русских сезонов».

«В данный момент Большой театр возобновил постановку в сценографии Александра Бенуа. То есть можно увидеть вот эти мотивы сейчас заново, в начале XXI века, причем точно так же, как в начале XX века их видели в Париже», - рассказал куратор выставки, коллекционер Константин Журомский.

«Изящные, рафинированные работы, от которых невозможно оторвать взгляд», - поделился своими впечатлениями от выставки Михаил Сеславинский. И для сравнения процитировал статью о художнике из Большой советской энциклопедии 1950-го года издания: «В творчестве Бенуа выражено его глубокое презрение ко всему, что составляет сущность человеческой жизни, а также его пессимизм, неверие в общественный прогресс...».

«Что было бы, если бы бедный Бенуа вернулся в Советский Союз, и кто-нибудь решился бы открыть в 1950 году выставку в музее? Директор музея был бы уволен. Бенуа был бы исключен из Союза художников, на собрании рабочих Завода имени Лихачева прошел бы митинг и сказали бы, что Бенуа, вон из Советского Союза, и он бы оказался опять в Париже», - заключил Сеславинский.

Из Парижа художник, как известно, так и не вернулся. Вскоре после эмиграции из Советского Союза в 1926 году, он получил гражданство Франции, где и прожил до самой смерти в 1960 году. Сотрудничал с театрами Парижа, Рима, Милана, Лондона, Буэнос-Айреса, Сиднея. Не приняв перемены после 1917 года, Александр Бенуа нашел то, что искал, в Европе. О чем недвусмысленно говорит и название выставки «Александр Бенуа. Радостный труженик».

Антон Николаев

Новости культуры