25.03.2020 | 10:50

Кирилл Разлогов: «Культура – это характеристика каждого человека»


25 марта в России отмечается День работника культуры. Этот праздник стал общегосударственным лишь в 2007 году, а до того числился красной датой календаря в отдельных регионах. Традиционно к работникам культуры причисляются люди творческих профессий, деятели искусства, хранители и популяризаторы культурного наследия. Что такое культура и как она трансформируется в современную эпоху – об этом наш корреспондент Дженнет Арльт говорила с доктором искусствоведения, культурологом, киноведом, автором и ведущим программы «Культ кино» Кириллом Разлоговым. Он предложил свой нетривиальный взгляд на то, какое влияние культура оказывает на жизнь человека и общества.


– Кирилл Эмильевич, вы как один из главных культурологов страны, можете рассказать, что это за праздник такой – День работника культуры?

– С одной стороны, это праздник из области общей политики, который, может быть, не имеет особого значения для вашего поколения. Такого рода праздники традиционно создавались больше для решения локальных задач и укрепления репутации различных профессий. А с другой, отличие Дня работника культуры от дней представителей других профессий заключается в том, что культура по сравнению с большинством конкретных профессий имеет совершенно другой смысл, другую систему распространения, поскольку в сфере культуры живет все человечество, все люди живут в сфере культуры.
 

– Но не все в этой области задействованы...

– Да, пусть номинально не все являются работниками культуры, но этот праздник получается по меньшей мере общенациональный. Он дает возможность понять, во-первых, разноплановость культур, представленных на территории нашей страны, во-вторых, разнообразие организаций, которые с культурой связаны, и разный характер дарования людей культуры. Поскольку это не только работники государственной сферы культуры, это огромная территория любительских увлечений, к примеру, домашнего музицирования, детских художественных кружков и так далее. Поэтому этот праздник очень трудно определить, ограничить. Культура не ограничена какой-то определенной сферой, культура окружает нас повсюду и будучи в этих размытых границах, мы начинаем осознавать, что культура – это характеристика каждого человека, это характеристика того, что мы думаем, во что мы верим, каким образом соотносимся с окружающими нас людьми, и в первую очередь, это сфера человеческих отношений.


– Неожиданно. Но ведь чаще мы не осознаем культуру в нашей повседневной бытовой жизни?

– И поэтому особенностью этого праздника является то, что в этот день неплохо бы вспомнить о том, какое значение имеют для нас отношения с другими людьми в самых разных контекстах – семьи, отношений между поколениями, в контексте профессиональной деятельности и в самом важном для сферы культуры значении, это в контексте развлечений и свободного времени. А они являются по известной формулировке Маркса «царством свободы» в отличие от «царства необходимости», которое связано с трудовой деятельностью. В этом «царстве свободы» естественно свободное волеизъявление людей, свободное творчество, занятие тем, чем тебе хочется заниматься, нежели тем, чем ты вынужден заниматься, чтобы заработать себе на жизнь. Это один из основных элементов саморазвития людей, саморазвития человечества в целом. Поэтому культура имеет особое, очень важное значение для развития страны, человека, его творческих способностей. Культура – это и осознание разнообразия того, что происходит в мире, понимание ближнего и далекого, других культур и цивилизаций.


– Таким образом, каждый человек причастен к этому празднику?

– Безусловно. Каждый человек, знает он об этом или не знает, имеет к нему отношение, Каждый человек – это работник культуры, в тот момент когда он воспитывает своих детей, когда он общается со своими родителями, сослуживцами, в бизнесе тоже культура имеет огромное значение.


– Получается, Вы трактуете культуру не только как искусство, но и как культуру поведения, этикет, психологию взаимоотношений?

– Да, это все сюда относится – и культура поведения, и этикет, и психология. А также осознание границ, что можно делать, что нельзя, как, при каких обстоятельствах, как надо себя вести с окружающими, выстраивать отношения между людьми – это всё элементы культуры. Иногда не менее важные чем то, что понимается под культурой в узком смысле слова. То есть сфера художественного творчества, распространения произведений искусства, общение человека с искусством – это все имеет огромное значение. Но на самом деле культура трактуется значительно шире и более глубоко вписана в человеческие отношения, в человеческую психологию.
 

 

– Если мы вернемся к традиционной трактовке, мы же понимаем, что работники культуры – не только поэты, музыканты, артисты, это еще огромная армия людей, которая не на виду – сотрудники музеев, администраторы, редакторы. Есть ли какая-то статистика, сколько людей в нашей стране заняты в сфере культуры?

– Эту статистику надо в Минкульте спрашивать, но я могу сказать, что эти данные вам ничего не скажут. У нас статистика вся неправильная, мы обычно считаем людей, которые заняты в государственных учреждениях культуры и эта традиция идет еще с советского времени. Но время изменилось и далеко не все учреждения культуры имеют статус государственных. И поэтому мы сколько угодно можем считать эту статистику узковедомственную, но работников культуры, конечно, значительно больше. И с культурой они связаны совершенно разными сторонами своей деятельности. Есть совершенно разные творческие профессии. Помимо тех видов искусства, которые знает каждый – театр, музыка, кино, изобразительное искусство – есть еще и представители декоративно-прикладных искусств, художественной деятельности, дизайна, оформления окружающей среды. Все, что мы видим на улицах наших городов, это ведь тоже искусство. Причем люди, которые это делают, они нередко к искусству имеют большее отношение, чем те, кто считаются профессиональными художниками. Поэтому здесь точной статистики вам никто не скажет, но это огромная армия людей самых разных специальностей. Даже технических специальностей, особенно в кино или на телевидении.


– Цифровая культура?

– Да, все что касается искусственного интеллекта, цифровой или электронной культуры. Самые разные технические специалисты так называемой цифровизации, то есть все, кто связан с электронно-вычислительной техникой, которая сегодня используется в культуре и искусстве значительно, – все это деятели культуры, работники культуры, пусть даже они и не знают об этом. Аудитория людей, которые могут называть себя работниками культуры, непрерывно расширяется.


– Однажды Вы рассказали, что три раза пытались создать что-то художественное, но потом все-таки поняли, что Вы больше теоретик. И что хотели учиться на режиссера, но потом всё-таки поступили на культурологию. И таких примеров множество – некоторые, возможно, не чувствуют в себе достаточных сил, таланта или других ресурсов, чтобы создавать объекты искусства, но, являясь качественными потребителями культуры, им хочется работать в этой сфере.

– Каждый выбирает себе то место, которое ему наиболее подходит и насколько у него получается быть рядом с процессом творчества. Первая профессия, которую выбирают люди, мечтающие быть творцами – это работник сцены (чтобы быть поближе к театру) или статист на киносъемках. Именно поэтому сфера культуры такая широкая – очень многие испытывают потребность в том, чтобы с этой сферой каким-то образом соприкасаться. И не только в качестве потребителя. Потребитель мне кажется термином неуместным, потому что любой зритель, любой читатель, любой посетитель музея является одновременно сотворцом произведения. Каждое произведение существует только в сознании людей, которые его воспринимают. А сознание у людей разное, поэтому произведения, которые висят в музее, скажем, Джоконда, – оно отзывается в сознании миллионов людей, которые ее видят, по-разному. Произведение искусства начинает жить только в сознании аудитории. Поэтому аудитория состоит из сотворцов, а не потребителей.


– Согласны ли Вы с тем, что в последние годы наблюдается подъем интереса к культуре? Люди стали больше ходить в музеи, концертные зал заполнены, – не так, как, допустим, в 90-е, когда такого объема культурной деятельности не было в повседневной жизни.

– Девяностые были годами тяжелыми для быта, у людей не хватало ни сил, ни времени, ни денег, ни желания. Как говорят экономисты, если у тебя есть деньги только на самое необходимое, то предметы роскоши ты уже не приобретаешь. Точно также у людей не хватало времени и ресурсов делать что-то для саморазвития, потому что все силы уходили на другое – на обеспечение безопасности, минимального уровня достатка. Сейчас жизнь стала более обеспеченной, хотя не менее сложной, но по мере усложнения повседневной жизни растет и потребность в развлечении, растет потребность в свободном времени, саморазвитии. Поэтому, естественно, что на этапах кризиса происходит сокращение непосредственного общения с культурой. Но с другой стороны, у людей искусства, обостренно чувствующих эпоху, происходит творческий взлет. Нередко самые сложные периоды жизни, военные периоды рождают шедевры искусства, дают возможность почувствовать дух времени. То, что происходит в историческом процессе, то, что происходит в повседневной жизни людей, это отражается и в культурной деятельности, сказывается и на посещении выставок, музеев, концертов, и на популярности фильмов или телевизионных программ.


– Какие главные черты характеризуют культуру сегодня?

– Развитие культуры – не всегда поступательное движение, не всегда это может кому-то нравиться. Особенность нашего времени в том, что мы в начале ХХ века вступили в фазу массовой культуры, когда в процессе демократизации она перестала быть привилегией какого-то определенного узкого круга людей. Вкусы широкой аудитории далеко не всегда соответствуют вкусам людей, которые считают себя носителями так называемой высокой культуры. И здесь есть одно из противоречий не только в нашей стране, но и на нашей планете, поскольку, с одной стороны, существует огромное количество субкультур, то есть культур, которые характеризуют определенные сообщества людей (это может быть профессиональное сообщество, возрастное или любое другое). А с другой стороны, есть глобальная массовая культура, которая все сообщества объединяет даже по тем поводам, по которым далеко не все согласны друг с другом. Именно это разнообразие культурной жизни, разнообразие интересов людей, их пристрастий создает такую живую культурную жизнь, которая руководствуется не столько предписаниями сверху, сколько органическими потребностями людей.


– У молодежи идти в эту сферу пока все же не считается престижным?

– Это зависит от того, с какой стороны мы на этот процесс смотрим. Если с точки зрения жизненного благополучия, то творческая профессия особых материальных выгод не дает. Разве что саморазвитие. То есть люди, которые стремятся к саморазвитию, к тому, чтобы их оценили окружающие, они чаще выбирают творческую профессию, несмотря на то, что она не входит в ряды основных приоритетов современности. Но случается и так, что хорошие образованные экономисты или юристы занимаются своей работой без особого желания, а поскольку эти профессии приносят деньги и благополучие. Но я что еще хочу добавить, что у каждого человека, который работает по профессии, которая ему не очень близка, сохраняется стремление к саморазвитию. И это саморазвитие он находит в свободное время – идет в кино, театр, участвует в каком-то культурном движении и т. д. Человек – существо многоплановое и при желании находит выход своим потребностям.
 

– Если в нашей стране сфера культуры все же не приносит особых материальных благ, есть ли примеры стран, где работники культуры находятся на привилегированном положении?

– В России, да и вообще во всем мире в сфере культуры очень высокие доходы у тех единиц, которые достигают определенной известности, и сложная и необеспеченная жизнь у тех, кто только начинает работать в этой сфере. Поэтому стремление к славе в сфере культуры выше, чем в других – проще стать знаменитым в области культуры, чем даже в политике. Я уж не говорю об экономике или бизнесе. Ты можешь быть очень умным, быть главой корпорации и получать огромные деньги, и совершенно при этом не быть знаменитым (конечно, если ты не совершаешь ничего противозаконного). В то время как жизнь позволяет художнику или артисту быть известным, благодаря таланту, качеству своих произведений, их популярности.


Фото: Вадим Шульц