23.03.2020 | 21:39

Исполнилось 110 лет со дня рождения Акиры Куросавы


Исполнилось 110 лет со дня рождения Акиры Куросавы — режиссера, благодаря которому японское кино стало частью мирового кинематографа. Его влияние считывается в фильмах таких разных по стилю и духу режиссёров, как Тарковский и Линч, Леоне и Хамдамов.

«Как правило, японские фильмы — пища легкая, простая, но здоровая», — признавался Акира Куросава. «Но, по-моему, мы должны питаться более калорийными продуктами — делать фильмы более содержательные». Куросава умело сочетал в своих лентах традиции восточной культуры и западный взгляд на мир. Умел достичь энергии и свободы, разрушавшей медитативную японскую манеру повествования. О секретах своей работы Акира Куросава охотно рассказывал в интервью, но при этом не любил открыто обсуждать свои фильмы.

Акира Куросава, режиссер: «Если вы хотите снимать кино, то начинайте писать сценарий. Все что вам для этого нужно — бумага и карандаш. Понять фильм и его структуру вы сможете только через написание сценария. Так вы вообще поймете что такое кино».

«Я люблю и всегда любил немые фильмы. Зачастую они намного красивее звуковых», – признавался Акира Куросава. В своих работах он хотел хотя бы частично воспроизвести эту красоту. Фильмы японского режиссера коллеги называли игрой теней — за графичность силуэтов, четкость контуров и виртуозной работой со светом.

«Работа оператора просто фантастическая. Посмотрите на эти листья. Если бы он снимал весь фильм под открытым небом, получилось бы другое кино. А так мы под покровом деревьев, никогда не знаем где мы на, ходимся точно. Мне очень запомнилось то, как солнце светит сквозь крону, Куросава был первым режиссером, который направил камеру на солнце», — рассказал кинорежиссер Роберт Олтмен.

Для того, чтобы герои выглядели естественно, Куросава снимал свои ленты тремя камерами. Актеры переставали обращать внимание на объектив, и их мимика и пластика приобретали особую естественность. У Куросавы зачастую именно в мизансцене, а не в диалоге, заключался основной драматический эффект. Монтировать режиссер предпочитал всегда сам.

«Мне нравится его визуальный стиль, Он ясный, и в то же время уникальный. И это очень помогает повествованию. Я многому научился у Куросавы, но прежде всего тому, как создавать атмосферу кадра», — признался кинорежиссер Джордж Лукас.

Самураи Куросавы оказались очень актуальными для послевоенных и тревожных 50-х, да и сегодня продолжают привлекать зрителей. Сам режиссер любил повторять: «Человек должен бороться, чтобы жила надежда в этом безнадежном мире».

 Новости культуры