Интервью

23.03.2020 | 11:52

Спросите ведущего: Юлия Панкратова


В рубрике «Спросите ведущего» наши телезрители задают вопросы ведущим телеканала. Сегодня наш гость — Юлия Панкратова. Именно она по понедельникам рассказывает телезрителям о новых выставках, о событиях в музеях и об изобразительном искусстве в рубрике «Новости. Арт», а в программе «Наблюдатель» беседует с видными представителями культуры, науки, общественными деятелями. Вы хотели знать — в чем смысл «Черного квадрата», как СМИ и PR влияют на популярность художника и как достичь успеха начинающему журналисту. Спрашивали? Отвечаем.


Пользователь с ником Smolsky спрашивает: Юлия, расскажите про формат передач, в которых вы участвуете: есть несколько ведущих, каждому дается какая-то одна тема?
Юлия Панкратова: Если вы про «Наблюдатель», то существует пул ведущих, которые способны вести программы на разные темы, но, конечно, у каждого из нас есть предпочтения. Я, очевидно, предпочитаю изобразительное искусство, однако спокойно могу говорить о литературе, музыке. Но иногда общаюсь и с археологами, врачами-инфекционистами и даже математиками. Перед такими программами я очень тщательно готовлюсь. Читаю, смотрю видео по теме. Сначала было тревожно, но сейчас понимаю, что для меня и зрителя эти программы, может быть, даже более интересны. Я в них не претендую на роль эксперта, и они получаются более непосредственными. Кстати, физики и математики часто могут объяснить суть проблемы или явления куда проще и доступнее, чем гуманитарии.

Вано Леридзе интересуется: Какой ваш любимый музей?
Ю. П.: О, ну одним названием я здесь не обойдусь, конечно. Из мировых — Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Центр Помпиду (Париж), Музей на набережной Бранли (Париж), Музей Бурделя (Париж), Музей Гуггинг (пригород Вены). Из отечественных — Новая Третьяковка, Ельцин-центр (Екатеринбург), Пермская государственная художественная галерея, Музей Ивановского ситца (Иваново), очень люблю проекты петербургского Манежа (хотя это и не музей).


Фото: Александра Каллистова

oh_mom! интересно ваше мнение как мамы: Как вы считаете, с какого возраста можно приучать детей к посещению музеев?
Ю. П.: С самого раннего. Просто всегда надо следить за временем. Маленькому ребёнку достаточно тридцати минут, потом внимание рассеивается, и надо побегать. Подростков, если у них уже «нагулянный» опыт, можно хоть на целый день. Моя 12-летняя дочь спокойно может осилить две большие выставки подряд. Но у неё хорошая насмотренность именно с раннего возраста (плюс ей всегда обещан шоппинг в музейном магазине). Ее ровесникам иногда скучно, но тут включаюсь я и могу побыть гидом.

Пользователь tatianateni задает вопрос: Юлия! И кто любимый художник у Вас?
Ю. П.: Это очень сложный вопрос. Десяток имён, потому трудно перечислить, но бывают периоды «болезни» каким-то. Сейчас это Эдвард Хоппер.

Александр Рябухин: Здравствуйте, Юлия! Скажите какие книги и каких авторов предпочитаете читать?
Ю. П.: В основном читаю только научную литературу по искусству. Как начала во время учебы, так и остановиться не могу. В отпуске разрешаю себе детективы. Скандинавский нуар.

Анастасия Рогожкина: Юлия, такой непростой вопрос: как влияют сегодняшние средства PR на популярность художника (соцсети, эпатажность, СМИ)? Как отличить подлинное искусство от просто модного, ведь не секрет, что многие раскрученные художники особым талантом мастера не обладают...
Ю. П.: Влияют и сильно. Не думаю, что надо как-то специально отличать, в искусстве время течёт совсем не так, как в жизни. Гораздо стремительнее. Человечество, как правило, понимает искусство с некоторым запозданием, потому и не надо враждовать с новым. Если не получается его принять, просто старайтесь быть нейтральным. Плюс иногда некоторые забытые и не ценимые художники выстреливают вдруг в новом времени, становятся ему созвучными. Это история с Караваджо, который стал «популярным» ну лет 60 назад, до этого его, конечно, знали и изучали специалисты, но всеобщая любовь именно публики случилась только в ХХ веке.

Лара Фурманова интересуется: Юлия, как Вы попали на телеканал «Россия Культура»?
Ю. П.: Если формально ответить, то позвонили и предложили попробовать вести «Наблюдатель». Если по существу, наверное, сейчас именно тот период в моей жизни, который во многом созвучен ценностям канала.


Фото: Вадим Шульц


Пользователи Melwille и polinagurvich спрашивают примерно об одном: Как так случилось, что вы, будучи успешным журналистом, вдруг пошли учиться на искусствоведа? Интересно, почему Вас потянуло к искусству после успешной работы в новостной журналистике?
Ю. П.: Хочу прожить несколько жизней. Кажется, получается. Ничего неожиданного, всегда интересовалась искусством, а потом было свободное время, и решила попробовать поучиться.

Katya_Andronnikova: Какие направления в искусстве вы любите больше всего?
Ю. П.: Я люблю изобразительное искусство — живопись, скульптуру, современное искусство. Но и из театра меня за уши не вытащишь. Более спокойна я, к примеру, к кино.

Петр Залесский спрашивает: По сравнению, например, с прошлым десятилетием, не кажется ли Вам, что сейчас люди интересуются искусством больше? В музеях — очереди, концертные залы заполнены, в театрах ажиотаж. С чем это связано?
Ю. П.: Да, есть ощущение, что потребления искусства стало больше. Хороший ли это знак? С одной стороны, безусловно. С другой, все гораздо сложнее, на мой взгляд. Возможно, общество таким образом скидывает напряжение, а это повод задуматься. Меня, если честно, очереди и ажиотаж скорее радуют, но хочется иногда более осознанного подхода.

Wano_1984 задает вопрос, который искусствоведы слышали не один раз: В чем смысл «Черного квадрата»? Как понимать это якобы «искусство», когда на холсте намалевана какая-то ерунда, а продается за тысячи долларов. Разве это может сравниться с работами Рафаэля, Репина, Рембрандта, у которых на создание одной картины могло уходить по несколько лет?
Ю. П.: Никогда никого ни с кем не сравнивайте. Тем более в искусстве, тем более в искусстве разных периодов и стилей. Если вам Рафаэль и Репин по душе, то просто наслаждайтесь. Смысл «Чёрного квадрата» в двух словах объяснить невозможно, люди про это книги и диссертации пишут. Но если совсем кратко, то это выход в ноль, точка отсчёта, где заканчивается старое искусство и начинается новое. Произведение искусства сейчас не обязательно должно обладать художественными достоинствами, оно может быть идеей. Чёрный квадрат — это идея.

Валерия Лычева просит совета: Подскажите, как достичь успеха в профессии начинающему журналисту?
Ю. П.:
Писать, снимать, много работать. Других путей пока не видела.

Фото: Александра Каллистова