26.02.2020 | 20:18

Как не попасть в сети интернет-мошенников?

1 сентября 2019 года был принят закон о «противодействии билетной спекуляции». Однако он не регулирует деятельность перекупщиков в Интернете, где открыта масса фейковых сайтов, продающих билеты по завышенным ценам. Как не попасть в сети к мошенникам, выясняла Валерия Кудрявцева.

Можно ли идентифицировать билет? Такие вопросы в Театриуме на Серпуховке в последнее время звучат пугающе часто. Айгуль Ямилова оплатила билеты на, как она думала, официальном сайте.

«В поисковике я набрала «Театр на Серпуховке». И в первой строчке вышла фраза, что в продаже оригинальные билеты театра. Я оплатила онлайн, билеты были направлены мне на электронную почту. И когда мы пришли в день представления, наши места были заняты, и стоимость тех билетов, как оказалось, была выше в три раза номинальный стоимости билетов в кассе», - заявила она. 

Это два сайта Театриума на Серпуховке. Друг на друга не похожи, но попробуйте угадать, какой официальный, а какой мошеннический! Главное различие в доменном имени, официальный сайт – зарегистрирован в зоне «.РУ», поддельный – в зоне «.СО» – Колумбия! 

Как купить билет в театр на сайте мошенников? Простой пример. В адресной строке Театриума на Серпуховке не замечаем расширение «.СО» вместо «.РУ». Не замечаем маленькую надпись в самом низу, что страница не является официальным сайтом Театриума на Серпуховке. Дальше идем в раздел афиша и билеты, выбираем спектакль.

Например, «Маугли» 22 февраля. Кликаем на 13 и 14 место в 5 ряду партера. Билет стоит 5500. Ну, чего мелочиться. 

Сцену будет видно отлично! Осталось ввести свои данные и выбрать способ оплаты. А теперь проверим. Те же билеты на официальном сайте с расширением «.РУ» стоят не 5500, а 4000 рублей. Но самое главное, если купить билеты у мошенников, нет никаких гарантий, что мы попадем в театр. И спектакль «Маугли» посмотрит кто-то другой. 

Мелким шрифтом на фальшивых сайтах написано: вы соглашаетесь с условиями оферты. Никто, конечно, условия оферты не читает. А там – самое интересное. Подбор, выкуп, доставка – оказывается, вы приобретаете не билет, а комплекс услуг по комфортному походу в театр. Это законом не наказуемо. Но с этого момента это проблема театра. 

«Они оплатили, а билеты эти давно проданы другим людям. Они не могут посетить это мероприятие, не могут прийти на эти места. Они к нам, что мы должны им вернуть деньги, что это наши проблемы, что какие-то мошенники, что мы с ними не боремся, чтобы мы решали эти вопросы и так далее», - заявила руководитель отдела продаж Театриума на Серпуховке Ольга Гебгард. 

Сегодня у большинства веб-страниц российских театров есть поддельные сайты-дублеры, на которых продаются билеты онлайн. Различия в названии страниц минимальны: другой домен – «.com» вместо «.ru», дополнительный дефис, замена буквы, ноль вместо «о», слово «theater» в дополнение к названию. Вариантов множество. Человек, который впервые ищет билеты в тот или иной театр, вряд ли заподозрит подвох. Покупка билетов для неискушенных зрителей превращается в спецоперацию: внимание нужно обращать на детали. 

«Из самых простых способов – это посмотреть сайт на наличие сертификации. Видите, такой замочек стоит – безопасное подключение, то есть сертификат действителен. Если создают одностраничные сайты, стараются не тратить большие ресурсы, не покупать сертификат», - заявил основатель платформы eTicket4.ru Даниил Кручинин. 

Даниил Кручинин – создатель платформы eTicket4.ru, где продавцы и покупатели находят друг друга легально. Он уверен: легализация спекулянтов, превращение их в сертифицированных продавцов может спасти ситуацию. 

«На Западе есть официальные реселлеры. Когда покупатель покупает, ему дают максимальную информацию, что он билет покупает с рук. И у кого он покупает – реселлер – является официальным: имеет официальную лицензию или договор, он понимает, что он покупает, да, дороже, но он понимает, что он покупает настоящий оригинальный билет», - заявил Кручинин. 

Еще один возможный путь борьбы с Интернет-спекулянтами – контроль со стороны поисковых систем. Сейчас все происходит автоматически: сайты-клоны платят за контекстную рекламу, и взлетают в топ поисковой выдачи. 

«Простого способа бороться с этим нет. Можно посадить 1000 модераторов, людей, которые бы проверяли эти предложения, но, как и в любой коммерческой компании, делать это без какого-то дополнительного смысла Яндекс не будет. У нас есть ряд проектов, например, проект «Нетоскоп», который занимается вычисткой поисковой выдачи сайтов-мошенников, но также на реагирование на жалобы требуется некоторое время. Как правило, этого времени достаточно, чтобы злоумышленник получил свои 40-50 тысяч рублей, что окупает создание такого сайта», - поделился ведущий аналитик Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. 

В одном эксперты единодушны. Главный принцип в борьбе с мошенниками – сделать этот бизнес коммерчески не выгодным. Например, внедрить именные билеты с возможностью проверить их в некой единой системе. Создать реестр сайтов, продающих билеты легально, где можно проверить ресурс, на котором покупаешь билеты. Но такой подход может быть обеспечен только на законодательном уровне. Так что все участники рынка ждут, что новый закон о «противодействии билетной спекуляции» будет развиваться и обратит внимание на интернет-мошенников.

Валерия Кудрявцева 

Новости культуры