26.02.2020 | 09:49

На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка» в постановке Оскараса Коршуноваса

На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка». Пьесу, которая уже больше века служит символом Московского художественного театра, поставил литовский режиссёр Оскарас Коршуновас.

Оскарас Коршуновас очень долго согласовывал условия показа для прессы. Для съемки он выбрал одну сцену – после спектакля Кости Треплева. Режиссер говорит: есть две пьесы, в которых главный герой ставит свой спектакль. Это «Гамлет» и «Чайка». В этой постановке главный герой – именно Костя.

«Театром хочет создать свою жизнь, решить все вопросы жизненные – именно театром. Доказать матери, убить – творчески – Тригорина. Завоевать Нину. То есть, театром решить все жизненные вопросы. Для меня тоже театр такой антологический, экзистенциалистический инструмент, которым я не только стараюсь понять жизнь, но как-то и создать ее свою», – рассказал Оскарас Коршуновас.

Художники по костюмам изучали социальные сети артистов, так что на сцене во многом воплощен их собственный стиль одежды. Актеры говорят, в том, как строить роль, режиссер шел от их природы.

«Мне хотелось вот эту всю театральную тину в себе самой поднять наружу и показать. Мне кажется, что искать хорошее в героях не так интересно, как искать настоящее, живое, иногда не самое лицеприятное. Вот. Поэтому Аркадина такая, как я, по крайней мере, здесь и сейчас. Или я такая, как Аркадина», – поделилась Дарья Мороз, заслуженная артистка РФ.

Коршуновас считает, настоящий актер в какой-то степени играет свою судьбу. Но бывает и наоборот: то, что он сыграет, становится его судьбой.

«Ты в 7 утра встаешь, потому что в 8 утра начинается съемочный день. Ты бежишь со съемочной площадки в театр, после спектакля бежишь на озвучание. И так бесконечно. И в этом смысле я очень понимаю Тригорина, который мечтал сидеть на берегу с удочкой и удить рыбу. Ни о чем не думать, чтоб голова была звенящей, как пустой барабан. Но не может», – признался Игорь Верник, народный артист РФ.

Евгения Добровольская в разные годы играла в «Чайке» Нину, Машу, Аркадину. В этой постановке – роль Полины Андреевны. Говорит, еще не привыкла к тому существованию, которое режиссёр предложил артистам.

«Тут очень много знакового, очень много видео. И как бы музыки. И на это на все есть время. И соответственно, что уже не может быть беспрерывного существования, как жизнь на сцене. Ну, может быть, к этому и не стремились, может, это и не нужно, пока мы в некотором недоумении и, в общем, пытаемся это разгадать», – отметила Евгения Добровольская, народная артистка РФ.

Режиссер говорит: в этом спектакле многое рождается из совпадений. Особым образом работает история этого театра. И Чеховское пророчество о будущем.

«Это некий такой магический, может, сеанс. Настоящее искусство и творит, создает наше будущее. Потому искусство так важно. Поскольку, если бы не было искусства, мы б, поверьте, не имели бы и будущего», – заявил Оскарас Коршуновас.

В декорациях и костюмах – контраст черного и белого. Коршуновас говорит, не хотел перегружать пространство, чтобы главными оставались актеры. При этом режиссер считает, что спектакль происходит не на сцене – а в сознании зрителя.

Яна Мирой

Новости культуры