22.02.2020 | 10:02

В Новой Третьяковке открылась выставка "Русская сказка: от Васнецова до сих пор"

В Новой Третьяковке открылась выставка «Русская сказка: от Васнецова до сих пор». Интерактивный проект для всей семьи задумывали как путешествие к истокам. Для взрослых это напоминание о детстве, а для ценителей искусства - о том, что самый радикальный авангард ищет опору в фольклоре и мифе.

Направо пойдёшь - в подземелье попадёшь. Налево пойдёшь - в подводном царстве окажешься. Здесь водятся золотые рыбки. На потолке - работа художника-сценографа Марии Трегубовой. Стаи анимировнных рыбок - на видеопроекции картины Ильи Репина «Садко». Это проект международной студии Avocado Toast. Дальше - подводный мир в технике шелкографии от Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. А центральный персонаж подводного мира - Царевна-лягушка. Это полотно редко покидает Дом-музей Виктора Васнецова. 

Этюд к картине Аленушка тоже из Дома-музея Васнецова. Сначала художник писал не сказочную героиню, а девочку-сироту как собирательный образ русской тоски. Позднее она стала сказочной Аленушкой. А «Иван царевич на Сером волке» - из коллекции Третьяковской галереи. 

«Мы находимся с вами в пространстве волшебного леса прямо сейчас, где мы показываем разных персонажей, это и женские, и мужские образы из русских сказок. Это Иван Царевич, русские богатыри, царевны, и с другой стороны, мы показываем волшебных животных, волшебного медведя, оборотней, леших.... И вот эта работа как раз соединяет как раз эти две части. Есть два главных героев сказки, которые несутся по волшебному лесу на помощнике, большом волке», - отметила куратор выставки Татьяна Гетман. 

Напротив - огромный медведь - ещё одна работа Марии Трегубовой. 

«Сейчас зимний период, зимняя спячка, и он не нашел лучшее место, чем поспать там, где находится у нас Васнецов, эскизы Билибина, современное искусство. Он крепко спит, однако это не значит, что к нему нельзя подойти, с ним пообщаться, прикоснуться к нему, может быть даже осторожненько вскарабкаться ему на спину», - заявил куратор выставки Иван Антонов.

Два ковра - один на картине Васнецова, второй - объект современного искусства. Ковры - как работа со сказочным и бытовым пространством. 

«Ковер-самолет наравне с мечом-кладенцом. который попадает практически во все русские сказки. И считается, что эта штука попадает к нам из арабского мира. Соломон в хасидских легендах, у него был к самолет, вышитый золотом и зеленым шелк. Он красивый, такой же, как ковер за моей спиной», - поделился фольклорист, антрополог Никита Петров.

«Три царевны подземного царства» Васнецова встречают каждого входящего в загробный мир. Здесь обитают самые зловещие герои сказок. Но и у них - свои страхи. 

Историю Кощея на выставке можно не только увидеть, но и потрогать. Вот, например, огромная игла-хранительница смерти, которой так боялся Кощей. Один из уроков сказочной выставки, чтобы избавиться от страха, нужно посмеяться. Поэтому рядом со скульптурой Александра Бурганова в виде огромного черепа - работа Ольги Тобрелутс, на которой смерть превращается в клоуна.

Елена Оганесян 

Новости культуры