21.02.2020 | 20:12

МХАТ имени Горького вернул на сцену постановку «Три сестры» 1940-го года


Реконструкция спектакля потребовала большого труда, но мнения зрителей разделились. Можно и нужно ли в театре восстанавливать канон? 

Может ли театр дважды войти в одну и ту же реку? Вот вопрос, который задают накануне премьеры «Трех сестер» во МХАТе. В июне прошлого года спектакль Немировича-Данченко, который без перерыва играли 79 лет, закрыли. Худрук решил: за долгие годы в постановке накопилось слишком много изменений и нововведений. Почти год занимались реконструкцией — восстанавливали исходный замысел режиссера по архивам.

Насколько правомерно в этом спектакле, в этом проекте написать на афише — режиссер Немирович-Данченко? «Я уверен, что мы имеем право. Существуют тексты, существуют стенограммы репетиций, есть воспоминания. И если честно отнестись к этой задаче, я думаю, что эту атмосферу в какой-то степени воссоздать можно», — ответил художественный руководитель МХАТ им. Горького Эдуард Бояков.

Декорации художника Дмитриева сохранились, их нужно было только отреставрировать. На сцене — много оригинальных предметов реквизита и даже элементов костюмов. Та самая шляпка, что была на Алле Тарасовой в 1940-м году.

«Мы нашли ее в наших костюмерных. И даже отдавали в пошивочные цеха для того, чтобы проработать, чтобы восстановить контуры и так далее. Потому что вид у нее был... старинным», — призналась актриса театра МХАТ им. Горького Наталия Медведева.

Сценография, костюмы и даже мизансцены — как у Немировича-Данченко. Но актерское существование не аутентичное, 80 лет назад сама актерская технология была другой. Тут искали баланс между старым и новым. Впечатления зрителей — противоречивые.

Есть мнение, что такой спектакль нужен и важен, чтобы было, с чем сравнивать. «Когда очень много современных спектаклей в современных технологиях, совершенно в других терминах, должно быть место, где показывают классику», — считает директор музея МХАТ Софья Грачева. 

На премьере были и те, кто в 40-е видел этот спектакль с первым составом исполнителей. «В принципе, это замечательная идея. Потому что сейчас настолько выхолащиваются часто те самые классические пьесы в угоду современным каким-то тенденциям. Что это просто приятно, интересно. Ну а то, что это, конечно, пока это не Степанова, не Тарасова, не Еланская. Ну и так далее», — отметил заслуженный артист РСФСР внук В. И. Немировича-Данченко, Василий Немирович-Данченко.

«У меня ощущение мертвечины. У меня ощущение благородного покойника. У меня ощущение того, что утрачено то, что можно назвать музыкой спектакля. Я видел перед собой замечательно выполненную мумию. И опять-таки задаю себе вопрос: надо было это делать, не надо? Думаю, что надо», — прокомментировал театральный критик Алексей Бартошевич.

Худрук МХАТа считает, что у нового поколения зрителей должен быть шанс прикоснуться к легенде. Мнение Бартошевича — реконструкция в театре невозможна. После премьеры оппоненты, наконец, встретились.

Премьера вызывает споры во многом из-за самих формулировок. Возможно, если бы в афише говорилось: спектакль на основе постановки Немировича-Данченко, то вопросов бы в этому проекту не было.

Яна Мирой 

Новости культуры