16.02.2020 | 21:00

В Русском музее открылась выставка «Александр III. Император и коллекционер»


Для петербургского Русского музея нынешний год — юбилейный, и поводов для празднования три: 125 лет музею, 220 — освящению Михайловского замка, а сейчас, в феврале, исполняется 175 лет со дня рождения императора Александра III. Именно его коллекция, как известно, положила начало этому музею. Начала работу одна из двух главных выставок юбилейного года, выставка напоминающая как раз о корнях: «Александр III. Император и коллекционер».

Атмосфера, царящая в залах Михайловского замка, подчеркнуто-уважительная. Царь-миротворец, при котором не стреляли пушки и не лилась солдатская кровь, оказывается, сумел стать миротворцем и для художников.

«Он очень переживал, что передвижники враждуют с академистами- художниками Академии художеств и именно поэтому он мечтал открыть музей, где бы встречались уже вещи разных направлений в русском искусстве того времени», — сказал генеральный директор государственного Русского музея Владимир Гусев.

Трудно поверить, но этот мощный, основательный и фактурный человек испытывал самое трепетное отношение к искусству. Взойдя в 20 лет на престол, он чувствовал пробелы в своем образовании, поэтому старался развивать себя, а оказалось — развивал страну. Еще будучи наследником, он спускается в дворцовые кладовые и достает картины, собранные его прапрабабушкой Екатериной Великой. Именно так в Петербурге появляется самая первая музейная экспозиция.

«Он понимает, что престиж страны — это не армия и флот. Это союзники России, а престиж страны — это искусство, и промышленность, и история, и музеи. Он много сил тратит на то, чтобы изготовлялись копии музейных предметов, эрмитажных в первую очередь. Император обожает русский стиль, он все время призывает вернуться к русскому национальному искусству в особом виде — византийском стиле и окружение безусловно начинает подражать императорскому вкусу и появляется огромное количество памятников в роскошном русском стиле», — рассказала старший научный сотрудник Государственного Русского музея Юлия Демиденко.

Александр III ведет переписку с художниками. При этом каждого называет по имени-отчеству и употребляет обращение «любезнейший». Васнецов, Серов, Поленов, Репин, Боголюбов — все эти имена сейчас можно прочесть на аннотациях к картинам. Многие из них — это заказы императорского двора. На выставке представлены любительские рисунки и акварели Александра III, его жены и сына — будущего императора Николая II.

«Очень часто в альбомах семейных, где собирались акварели профессиональных художников, встречались рисунки детей с очень трогательными надписями — „на день рождения папа или мама“. И было принято дарить друг другу свои художественные работы», — отметила заведующая сектором рисунка XVIII-начала XX века государственного Русского музея Наталья Соломатина.

Выставка интересна тем, что позволяет увидеть, насколько мировоззрение одного человека может влиять на эстетические ценности всего общества. Причем не только на короткий отрезок времени, но и на века.
 

Новости культуры