Новости проекта

13.02.2020 | 09:28

В Русском музее открылась выставка, посвященная Александру III

В Русском музее сегодня открылась выставка, посвященная императору Александру III. Именно его именем был назван музей в 1895 году и именно его коллекции составили основу музейного собрания.

Коллекционером Александр III стал задолго до того, как обрел титул императора. Еще цесаревичем создал собственный музей. В нем профессионально, нумеруя, выставлял фаянс, майолику, фарфор. Экспонаты, в том числе, искал в кладовых Зимнего дворца.

«Когда ты что-то коллекционируешь, то начинаешь в этом разбираться. Он обратил внимание на фарфоровый завод, который пребывал в дурном состоянии, даже были проекты его закрыть. Он много сил потратил, чтобы возродить производство. Он лично утверждал, что завод будет представляться на художественных выставках... И, конечно, это заказы – это самый большой последний настоящий императорский сервиз, который делался очень долго: начали, когда Александр всходит на царство, заканчивают после его смерти», – рассказала Юлия Демиденко, научный сотрудник Русского музея.

На выставке – изделия многих российских фарфоровых и стеклянных заводов.

Еще одно увлечение Александра III – живопись. Он посещал выставки передвижников, приобретал их работы. Так в его коллекции оказались картины Шишкина, Поленова, Репина.

«Его время – это расцвет русского искусства всех видов и жанров. Его еще называют миротворцем. Он был миротворцем для художников. Переживал, что передвижники враждуют с академистами. Художники Академии Художеств. И именно поэтому он старался сделать музей разных направлений в русском искусстве», – подчеркнул директор Русского музея Владимир Гусев.

Собирать коллекцию искусства Александру III помогал его учитель по рисованию – художник-маринист Алексей Боголюбов. В семье Романовых рисовали многие. На выставке – акварели Александра III, его сына Николая и супруги Марии Федоровны.

«Это закладывалось с самого детства, было наравне с другими дисциплинами. Обучали членов императорской семьи ведущие художники», – рассказала Наталья Соломатина, заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX веков Русского музея.

Александр III считал: престиж страны – это искусство и промышленность, история и музеи. Он уделял особое внимание тому, чтобы художники копировали эрмитажные экспонаты, а затем эти сокровища России представляли на международных выставках.

Анастасия Егорова

Новости культуры