09.02.2020 | 20:20

В галерее Ruarts открылась выставка советского неоклассицизма


На этой неделе в столичной галерее Ruarts открылась совместная выставка художника Алексея Гинтовта и фотографа Михаила Розанова. Они дружат уже тридцать лет, их взгляды во многом совпадают, и это располагает их к совместным проектам. Нынешний уже третий. На экспозиции под названием «Мечта» — советский неоклассицизм, любимый стиль обоих авторов.

Последний большой архитектурный стиль — советский неоклассицизм — был одним из самых красивых и амбициозных. Правда, многим проектам так и не суждено было воплотиться в жизнь. «Генеральный план реконструкции Москвы» 1935 года обещал, что столица Советского Союза превзойдет все города мира. Дворец Советов Бориса Иофана — ключевой проект в переходе архитектуры на новый стиль — сталинский ампир. Высота здания должна была быть 415 метров. Но он так и остался неосуществленной мечтой.

«Вся эта выставка объединена идеей мечты, где Михаил представляет отчасти реализовавшиеся. Моя же специализация в случае предъявить нереализованные проекты советских архитекторов. Ни один из которых не реализовался», — отметил художник Алексей Гинтовт.

Архитектурная утопия — одна из любимых тем художника Алексея Гинтовта. На выставке — четыре его работы. Полотна выполнены в авторской технике. Фон картины — сусальное золото. При помощи трафарета наносился сам рисунок, который дорабатывался уже ладонью художника. Ею он отпечатал всю поверхность картины.

Центральный дом «Аэрофлота», спроектированный архитектором Чечулиным. Здание, простое и стройное по форме, напоминающее корабль, спустя десятилетия нашло отдаленное отражение в проекте Дома правительства России. И архитектура на мостах Якова Чернихова.

«Это мосты социализма, это весьма идеологизированная фантазия. Они в числе прочего должны были подчеркнуть превосходство социалистической системы над всеми существующими», — считает Алексей Гинтовт.

Советская неоклассика со своей помпезностью и величием была не просто стилем — образом нового мира. Мечту, реализованную лишь частично, сегодня можно увидеть в ставших уже культовыми сооружениях: Московский Университет, Библиотека Ленина, высотки. Увенчанные монументальными скульптурами и декором, их вряд ли удастся разглядеть в обычной жизни.

«Эта история мне очень нравится, мечта о новой Москве, снести все старое и все раздвинуть, сделать современным и построить современный город», — признался фотограф Михаил Розанов

Виды Москвы невидимой и показывает Мизаил Розанов, забираясь на самые высокие и малодоступные точки легендарных зданий. Город будущего. Каким он мог бы быть, если бы претворился в жизнь?

Катрин Борисов, арт-директор галереи и фонда Ruarts: «Архитектура — это всегда часть идеологии, не столько политической, сколько человеческой, будь то готика, ренессанс и т. д. Это то, как развивается общество. Наследие Советского Союза, которое мы имеем, в том числе неоклассицизм, сталинский ампир — это обещание какое-то светлого будущего».

Обещание мечты, которая так и не сбылась. И реальность дня сегодняшнего. По замыслу авторов работы выполняют лишь эстетическую миссию. Демонстрируют и воспевают красоту последнего большого стиля Москвы.

Мария Трофимова 

Новости культуры