02.02.2020 | 20:20

В "Манеже" представили работы Сальвадора Дали

Сальвадор Дали утверждал, что нормальность ставит его в тупик. Он считал идиотами тех, кто не может представить себе лошадь, которая несётся галопом по помидору. А вот он мог. И гораздо больше мог! Например, изобразить «Ураново-атомную-меланхолическую идиллию», или представить себе, как могла бы выглядеть «Дематериализация, происходившая под носом императора Нерона». Это я назвал только пару произведений Дали из почти двух сотен на грандиозной выставке, которая открылась на этой неделе в Москве, в Центральном Манеже.

Эпатажный провидец и великий мистификатор. «Магическое искусство Сальвадора Дали» – живопись, акварели, офорты, иллюстрации к собственной книге и шедевры, тиражированные на весь мир (как, например, «Мягкий автопортрет с беконом»). Национальное достояние Испании и беспрецедентные меры охраны и способы доставки.

«Каждая партия была разбита на отдельные составляющие, то есть они не разрешают везти ни одной машиной, ни одним самолетом», – рассказал Владимир Воронченко, председатель правления фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже.

Ажиотаж такой, как любил сам Дали. Гиды получают особый инструктаж, тут только поспевай за смыслами.

«Я думаю, что такой большой выставки Дали не было никогда – и это само по себе интересно очень. И очень правильно и точно соединились с Бунюэлем. Но главное, что здесь есть «Андалузский пёс», который такой манифест сюрреализму. И Бунюэль, и Дали были взаимосвязаны», – отметил Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству.

Выставка со множеством поворотов. Впервые увидим иллюстрации к книге «50 секретов магического мастерства» – работа 1948 года с оригинальным изложением понимания живописи. Особое внимание и музе художника – Елене Дьяконовой, вошедшей в историю под именем Гала: ей он посвящает свои оптические иллюзии, ей доверяет семейный бюджет. Она принимает все решения – в том числе и покинуть Испанию, съедаемую гражданской войной.

После того, как в 1940 Дали переезжает в Америку, он перестает делить свои работы на важные и неважные, придумывает сон-кошмар для Альфреда Хичкока и дизайн вот таких диванов – их, кстати, до сих пор производят в Испании.

Автор рекламы и ювелирных коллекций, тонкий акварелист и философ. Мастер перформансов и наследник вековой испанской культуры. По сравнению с Веласкесом считал себя неважным, но по сравнению с современниками – гениальным художником. Усы – дань Веласкесу. Яростно искал ответы в религии – но изобразил Мадонну Рафаэля, распадающейся на атомы от скорости.

«Дали завершил свою биографию словами о том, что он ищет веру, но не может ее найти. И он постоянно ищет ответы на сложные вопросы бытия в науке и приходит именно к научной картине мира», - заключила куратор выставки, директор Музеев Дали и Центра изучения наследия Дали фонда «Гала-Сальвадор Дали» Монсе Агер.

«Такое вот яркое, новаторское творчество Сальвадора Дали является попыткой передать – дух времени и стремления человечества к постоянному поиску», – отметил Сергей Нарышкин, директор Службы внешней разведки РФ, председатель Российского исторического общества.

В 1948 году Дали возвращается во франкистскую Испанию, заявляя, что далек от политики. Лично встречается с Франко и даже получает орден за «патриотическое поведение». Возвращается и к религиозным темам, не перестает удивлять мир – в 60-е он самый дорогой художник планеты, цены на его работы – до 500 тысяч долларов.

«Он всегда был признанным художником. Но сегодня меняется отношения к Дали и в Испании: сейчас его воспринимают и как тонкого социолога, и как любопытного ученого. Он предугадал некоторые открытия за несколько десятков лет: он изображал атомы и ДНК, создавал образы подсознания, исследовал страхи человечества», - заметил председатель фонда «Гала - Сальвадор Дали» Жорди Меркадер.

Вот один из страхов – «Ураново-атомная меланхолическая идиллия». Год создания – 1945-й. Это было после Хиросимы – потрясение и удивление от хрупкости этого мира. Тема, которая не оставит Дали. Как и он сам не оставляет свои эпатажные выходки: реклама шоколада и средства от похмелья, рисование на обнаженных манекенщицах. К концу жизни Дали увлекся теорией катастроф французского математика Рене Тома. Мечтал о бессмертии, и, похоже, желаемое получил.

Ксения Егорова 

Новости культуры