27.01.2020 | 20:30

Выставка Сальвадора Дали открывается в Манеже


Живопись, графика, акварели. 188 работ отражают магическое искусство художника за 70 лет — от импрессионизма до сюрреализма.

Более ста восьмидесяти произведений Сальвадора Дали с этого дня можно увидеть в Манеже. Крупнейшая из когда-либо представленных в России, выставка знакомит со всеми периодами творчества художника и образами, ставшими уже основой для современной визуальной культуры.

Эпатажный провидец и великий мистификатор. «Магическое искусство Сальвадора Дали» в Москве в таком объеме представлено впервые. Живопись, акварели, офорты, иллюстрации к собственной книге и шедевры, тиражированные на весь мир — как, например, «Мягкий автопортрет с беконом». Национальное достояние Испании и беспрецедентные меры охраны и способы доставки.

«Каждая партия была разбита на отдельные составляющие, то есть они не разрешают везти ни одной машиной, ни одним самолетом», — председатель правления фонда «Связь времен» Владимир Воронченко.

Ажиотаж такой, как любил сам Дали — очередь за комментариями испанских кураторов больше, чем за кофе перед пресс-конференцией. Гиды получают особый инструктаж — тут только поспевай за смыслами.

Выставка со множеством поворотов: история становления Дали — от юношеского импрессионизма 1910 годов — до зрелых абстракций 80-х. Основная часть, конечно, — его сюрреалистические образы. Впервые увидим иллюстрации к книге «50 секретов магического мастерства» — работа 1948 года с оригинальным изложением понимания живописи.

Особое внимание и музе художника — Елене Дьяконовой, вошедшей в историю под именем Гала. Ей он посвящает свои оптические иллюзии, ей доверяет семейный бюджет. Она принимает все решения, в том числе и покинуть Испанию, съедаемую гражданской войной.

После того, как в 1940 Дали переезжает в Америку, он перестает делить свои работы на важные и неважные, придумывает сон-кошмар для Альфреда Хичкока и дизайн вот таких диванов — их, кстати, до сих пор производят в Испании.

Автор рекламы и ювелирных коллекций, тонкий акварелист и философ. Мастер перформансов и наследник вековой испанской культуры. По сравнению с Веласкесом считал себя неважным, но по сравнению с современниками — гениальным художником. Усы — дань Веласкесу. Яростно искал ответы в религии, но изобразил Мадонну Рафаэля, распадающейся на атомы от скорости.

«Дали завершил свою биографию словами о том, что он ищет веру, но не может ее найти. И он постоянно ищет ответы на сложные вопросы бытия в науке — и приходит именно к научной картине мира», — отметила куратор выставки, директор Музеев Дали фонда «Гала-Сальвадор Дали» Монсе Агер.

В 1948 году Дали возвращается во франкистскую Испанию, заявляя, что далек от политики. Лично встречается с Франко и даже получает орден за «патриотическое поведение». Возвращается и к религиозным темам, не перестает удивлять мир. В 60-е он — самый дорогой художник планеты, цены на его работы — до пятисот тысяч долларов.

«Он всегда был признанным художником. Но сегодня меняется отношения к Дали и в Испании. Сейчас его воспринимают и как тонкого социолога, и как любопытного ученого. Он предугадал некоторые открытия за несколько десятков лет: он изображал атомы и ДНК, создавал образы подсознания, исследовал страхи человечества», — рассказал председатель фонда «Гала-Сальвадор Дали» Хорди Меркадер Миро.

Вот один из страхов — «Ураново-атомная меланхолическая идиллия». Год создания — 1945-ый. После Хиросимы — потрясение и удивление от хрупкости этого мира. Тема, которая не оставит Дали. Как и он сам не оставляет свои эпатажные выходки — реклама шоколада и средства от похмелья, рисование на обнаженных манекенщицах. К концу жизни Дали увлекся теорией катастроф французского математика Рене Тома, напоследок разругавшись с любимой Галой, которую пережил на семь лет. Мечтал о бессмертии — и, похоже, желаемое получил.

Ксения Егорова 

Новости культуры