26.01.2020 | 20:25

Артисты БДТ выступили в столице

Алиса Бруновна Фрейндлих отпраздновала юбилей в ушедшем году, и было в том году множество подарков ей сугубо театральных, как например спектакль «Волнение» - постановка пьесы Ивана Вырыпаева, которую тот для неё написал и для неё поставил в Большом Драматическом Театре имени Товстоногова, в театре, где Алиса Бруновна служит уже 35 лет. А на этой неделе театр был на гастролях в Москве, «Волнение» Алиса Бруновна сыграла дважды.

На родине спектакля в Питере - билеты раскупают моментально. На февральский и мартовский - мест уже нет. Так что на гастролях в Москве, где постановку ещё не видели - настоящий ажиотаж.

Для БДТ «Волнение» - это третий спектакль по текстам Ивана Вырыпаева. На это раз пьеса написана специально для театра, вернее специально для его примы - Алисы Фрейндлих.

Квартира на Манхэттене знаменитой писательницы польского происхождения Ульи Рихте. Журналист из Польши приезжает, чтобы взять у нее очень важное интервью. Разговор непростой. Улья Рихте - человек интровертный, закрытый и непубличный. По задумке драматурга, это пьеса об «Авторе».

«Когда я писал, я думал о великом мастере Алисе Бруновне. Действительно, все время держал ее в голове. Показал ей первый вариант, чего я никогда не делаю. Я никогда не показываю никому первые варианты, пока я не закончу. Но в этом случае показал. Алиса Бруновна сделала какие-то свои замечания, которые я единственный раз в жизни как-то попытался учесть, потому что всё это делается для нее. И я счастлив. Но надо сказать, что Алиса Бруновна настолько умная, настолько профессиональный человек, что ее замечания совпадают с моим видением», - заметил драматург, режиссер Иван Вырыпаев.

Прима не дает интервью. В театре уверяют, что очень волнуется. Перед каждым спектаклем и тем более на гастролях. И это так созвучно самой постановке с таким эпиграфом. «Любовь - это волнение. Волнение творца, который волнуется за всех нас в каждом из нас».

Второй гастрольный спектакль – «Крещеные крестами». Постановка основана на автобиографической книге главного художника театра БДТ — Эдуарда Кочергина. Так что он здесь герой, автор и художник самого спектакля.

Эдуард Кочергин родился в 1937 — время репрессий. Арестовали сначала его отца, потом и мать. Маленький мальчик оказался в детприемнике НКВД. Эта реальность отражена в книге. В процессе репетиций автор много общался c актерами.

«Даже там переводил слова им. Там часть фени есть. То есть жаргона. Они интересовались, что это за слово, как что, откуда оно. Я хорошо знаю», — рассказал главный художник БДТ им. Товстоногова, народный художник России Эдуард Кочергин.

Надзиратели-садисты, бездомная шпана, фронтовики-инвалиды, вагонные воры. И все это — глазами ребенка.

«Спектакль, пропитанный слезами маленького человека. Который оказался в то время не в той ситуации. Он пропитан его потом, он пропитан его страхом. Он пропитан его радостью, надеждой, мечтой. Вот это всё я думаю, что дорогого стоит. В любое время и в наше в том числе. Может быть, и особенно в наше», — поделился художественный руководитель БДТ им. Товстоногова Андрей Могучий.

Январские гастроли БДТ в Москве проходят второй год подряд, так что Могучий называет их уже традиционными. 

Яна Мирой

Новости культуры