13.01.2020 | 20:00

Что происходит в музее русской усадебной культуры в Кузьминках?

А теперь о непростой ситуации в музее русской усадебной культуры в Кузьминках, где Новый год для большинства сотрудников начался с увольнения. Что происходит с известным столичным музеем? Репортаж - Ксении Егоровой.

Наталья пытается забрать свои вещи. Музей закрыт теперь даже для бывших сотрудников.

«Музей был в расцвете, шли хорошие программы, и было все хорошо, пока мы принадлежали Музею Москвы. Как только нас перевели в администрацию парковую, у нас начались тут всякие катаклизмы», - рассказала бывший смотритель музея Наталья Гордюхина. 

Музей русской усадебной культуры был основан в 1999 году, до 2018 являлся отделом Музея Москвы, затем вошел в состав музея-заповедника «Кузьминки – Люблино». Здесь была расположена основная экспозиция «Знакомьтесь, Голицыны», но теперь Служительский флигель усадьбы опустел. Формальная причина - прорыв трубы. 

«Не было света, мы сидели ждали развития ситуации. Затем нас пригласили в администрацию и поставили перед фактом, что музей больше работать не будет», - поделилась бывшей смотритель музея Лидия Лебедь. 

Без работы осталось десять человек, сейчас на срочных трудовых договорах осталось четыре научных сотрудника. На контакт они не идут, объясняя, что с журналистами общаться не могут. Все проблемы с музеем и парком бывшие сотрудники связывают с нынешней администрацией. 

«За полтора года хозяйствования этих товарищей, ни на шаг не продвинулись вопросы реставрации - реконструкции усадьбы, не заказан ни один проект, не проведены ни одни торги, не разработана концепция музейного развития, нет по сути дела ничего, что связано с музеем», - рассказал бывший научный сотрудник усадьбы «Влахернское-Кузьминки» Георгий Белинский. 

Получить комментарии по поводу закрытия музея мы попробовали у руководства. 

Основа для экспозиции - предметы из Музея Москвы - более девятисот. Но главного хранителя, как и фондов, до сих пор нет, а значит эти экспонаты находятся здесь без учета. В срочной реставрации давно нуждаются Египетский павильон и Померанцевая оранжерея, построенные в стиле ампир. Крыша над шедеврами архитекторов Казакова, Жилярди и Быковского прохудилась, о том, что внутри, приходится только догадываться. 

«Как ансамбль его можно сравнить только с Павловском по значению. А некоторые павильоны, как Музыкальный или Померанцова оранжерея, вообще не имеют аналогов сами по себе и являются крупнейшими памятниками мирового значения», - объяснил искусствовед, историк архитектуры Борис Бочарников. 

Бывшие сотрудники намерены бороться за свой музей и за сохранение исторического наследия. Им в этом помогают неравнодушные местные жители, для которых парк и усадьба очень дороги. 

Ситуация с музеем в усадьбе Кузьминки пока остается неочевидной. Но уже сегодня многие опасаются, что слово «музей» в этой конструкции останется только номинально.

Ксения Егорова

Новости культуры