12.01.2020 | 20:10

На сцене Большого театра прошла премьера балета «Кракатук»

Главный театральный балетный сюжет Рождества и Нового Года — историю Щелкунчика — в Большом театре можно было видеть в двух версиях. Сначала версия самого Большого — «Щелкунчик» Чайковского Григоровича. А вчера и сегодня на сцене Большого — «Кракатук» в исполнении труппы Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.

Кракатук — это тот самый волшебный орех, который превратил прекрасного юношу в деревянную куклу. В каком-то смысле «Кракатук» — приквел «Щелкунчика». Различить их как следует смогут, пожалуй, только тонко разбирающиеся в хореографии. Снова зрелище эффектное и всю жизнь так хорошо знакомое.

Наталья Касаткина, чувствует себя в Большом, как дома. На этой сцене танцевала больше двадцати лет. Здесь поставила три балета вместе со своим мужем Владимиром Василевым, который ушел в 2017-м. «Кракатук» делала уже одна, но везде подчеркивает, что это их совместная работа.

«Это было задумано и разработано нами вместе. Заменить Василева невозможно. Но оказалось, что можно восполнить и восполнила вся труппа», — говорит художественный руководитель Театра классического балета Наталия Касаткина.

За кулисами столпотворение мышей и маленьких щелкунчиков. Все они — ученики балетной студии и это их первое выступление на сцене Большого.

А это Дроссельмейер — главный по чудесам, которыми Николай Чевычелов занимается почти двадцать лет. В этот раз у него еще партия белки, которая отвечает за волшебный орех. «Нужно показать, что белка грызет орех... именно должен разгрызть и тогда произойдет чудо», — комментирует заслуженный артист России Николай Чевычелов.

Интерактивные декорации и костюмы сделала Елизавета Дворкина. Композитор Эдуард Артемьев написал партитуру к балету. Такой микс электронной, рок-музыки с фрагментами из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» и Пятой симфонии Чайковского. Гофманианой композитор болеет давно. Он — автор саундтрека голливудской экранизации «Щелкунчика» Андрея Кончаловского. Но для Наталии Касаткиной этот тандем был не самым легким.

«Мы находили общий язык со Стравинским. Самым трудным был Хачатурян, но труднее Артемьева не было. Мы оказались животными разной породы», — призналась Наталия Касаткина.

В «Кракатуке» Наталия Касаткина показала все три части сказки Гофмана. Здесь история превращения Щелкунчика в деревянную куклу. На сцене не один, а 21 Щелкунчик, целая армия Щелкунчиков. Это балет о взрослении. О превращении мальчика в принца. О том, как любовь побеждает зло и колдовство.

«Несмотря на то, что много использовано мелодий, отходим от хореографии Вайнонена, переносим что-то в этот», — отметила народная артистка России Екатерина Березина.

Наталия Касаткина не первая, кто рассказал историю волшебного ореха. Американец Марк Моррис, пересказал Гофмана в 1991-м году в Брюссельском театре. Потом Кристиан Шпук попал под магию Гофмана. И в Мариинском театре шел балет «Волшебный орех». Теперь предыстория Щелкунчика — и в Театре классического балета.

Елена Ворошилова 

Новости культуры