10.01.2020 | 19:54

В 2019 году в Москве отреставрировали более 200 памятников архитектуры

Более двухсот памятников архитектуры отреставрировали в Москве в 2019 году. Среди самых значимых объектов - особняк Миндовского на Поварской, башни Донского монастыря, фонтаны «Каменный цветок» и «Дружба народов» на ВДНХ, а также реставрация павильона «Грот» в усадьбе Кусково.

Больше трёх лет специалисты реставрировали каждый сантиметр павильона. И вот «Грот» в усадьбе Кусково - таков, каким его и задумывали в XVIII веке. Десятки тысяч раковин были использованы в декоративной отделке интерьера. Эта мода пришла из Италии.

«Главной его ценностью был украшение боковых кабинетов в виде пещер с потреблением ракушек, битого стекла, песка, тонированного гипса, чтобы создать иллюзию сказочного подводного царства», - заметила заместитель директора по научной работе Людмила Сягаева.

За почти 250 лет часть моллюсков, раковины которых использовали для украшения «Грота», исчезла, а некоторая часть из них поменяли среду обитания. Для реставрации раковины везли со всего мира. 

«Два или три раза здесь была Екатерина II. Вот прям здесь они с Шереметьевым обедали. И она писала про свои впечатления об этом павильоне и даже посетовала в письме, что вот, а я, императрица российская, не смогла у себя в Царском Селе отделать такой грот», - отметил директор музея «Усадьба Кусково» Сергей Авдонин. 

«Грот» - один из самых экзотических павильонов архитектурно-паркового ансамбля усадьбы и один из двухсот объектов в Москве, которые были отреставрированы в 2019 году. 

«Важно разнообразие отреставрированных памятников. Например, здание прачечной знаменитого дома Наркомфина» - рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. 

Ещё 10 лет назад дом Наркомфина входил в список «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение». Теперь оно спасено. Главная особенность реставрации - сохранение изначальной функции - жилой. Восстановлены уникальные квартиры-ячейки. Конструктивист Моисей Гинзбург добивался идеального сочетания компактности и удобства. Вся историческая планировка и дома, и квартир является предметом охраны. 

«Также восстановлены и отреставрированы такие элементы, как окна лестницы, конструктивные элементы, которые стали деталями интерьера, - это несущие колонны. Все без исключения квартиры в этом доме будут примерно вот в таком состоянии», - заявил генеральный директор компании-собственника Гарегин Барсумян. 

На фонтан «Дружба Народов» вернулись 16 женских статуй, символизирующих 16 союзных республик. Реставраторы расчистили скульптуры, на бронзовое основание нанесли семь специальных защитных слоев и сусальное золото. Многие детали были утрачены, их восстанавливали по чертежам и фотографиям. 

«У Украинки не хватало подсолнуха на стебле. А у 16-й скульптуры – это у нас Узбечка – не хватало целого дерева. Куда-то ушло дерево вместе с листьями и коробочками хлопка. Поэтому пришлось их восстанавливать», - заметила художник-реставратор Ольга Филиппова. 

Оригинальная планировка и утраченные элементы интерьеров вернулись в особняк Миндовского. Дом с голубой отделкой в центре Москвы появился в начале XX века. Первым его владельцем был текстильный фабрикант Иван Миндовский. Здесь уникальное остекление: модернистский орнамент был нанесён методом кислотного травления. Подобная техника в Москве больше не встречалась. 

«Здесь были деревянные панели - стандартный офисный стиль советского периода. Когда начали вскрывать стену, обнаружили много исторических слоев. Мы сохранили оклейку старинными газетами начала XX века. Была обнаружена плитка небесного цвета», - поделился главный архитектор ГлавУпДК при МИД России Денис Слизский. 

Асимметрия здания, огромные окна, обязательное изображение львов как автограф - архитектор Лев Кекушев смешал самые разные стили: от модерна до классики. После революции здание национализировали: богатое убранство считалось излишеством, и его решили скрыть. Тогда с крыши исчезла Аврора - трёхметровая бронзовая скульптура. Сейчас она вновь украшает особняк. За тканью и фанерой оказался спрятан этот четырехметровый витраж.

«Здесь от витража сохранилось 25 процентов — это левая часть, где пан играет на свирели, а правая была в аварийном состоянии — висела на скелете, осколки свисали на каких-то нитях. Это было все в ужасном состоянии», - пояснил архитектор ГлавУпДК при МИД России Алексей Очнев. 

В 2020-м первозданный облик обретут ещё с десяток объектов культурного наследия столицы. Среди них: Северный речной вокзал, Политехнический институт и Гимназия Медведниковых в Староконюшенном переулке.

 Ольга Енина

Новости культуры