20.12.2019 | 20:03

В Третьяковской галерее продолжается реставрация полотна "Иван Грозный и сын его Иван"

В Третьяковской галерее продемонстрировали, как идет реставрация полотна Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Оно было сильно повреждено вандалом в мае 2018 года. Ксения Егорова - об очередном этапе восстановления картины.

Знаковая работа и для Репина, и для Третьяковки - так говорят о полотне «Иван Грозный и сын его Иван». Работа реставраторов, обычно незаметная для посторонних глаз, в этом особом случае больше похожа на научно-популярное шоу, куда приглашают не только журналистов. Великобритания, Италия, Нидерланды и Дания - представители этих стран сегодня составляют консилиум. Они обсуждают предстоящие этапы восстановления тяжелого пациента.

«Каждый имеет свой опыт работы, они имеют колоссальную историю и культуру реставрации, разные подходы, мы пригласили их, чтобы обобщать, обсуждать, выслушать их мнение», - отметила главный хранитель галереи Татьяна Городкова. 

Состав холста - изо льна или джута, белила - свинцовые или цинковые, грунтовка - в один слой или несколько? На руках у реставраторов уже полная рентгенография и серия анализов. Связать все данные воедино - тут почти перекрестный допрос. 

«Главная проблема для меня - оригинальная структура полотна, она очень неоднородная. Плюс - сложная живописная манера Репина. Все это усложняет дело, не считая механического повреждения в результате вандализма», - объяснил реставратор Саймон Бобак.

Сейчас здесь используют высокотехнологичное оборудование со специальной абразивной камерой, она позволяет деликатно очищать холст от старого слоя клея, который мешает восстановлению.

«Нам сейчас нужно много работать. Собрать исчерпывающую информацию об этом очень непростом случае - это информация исследователей, снимки картины, данные химической экспертизы», - подчеркнул реставратор Маттео Росси Дориа. 

В конце мая 2018 один из посетителей Третьяковской галереи нанес несколько ударов металлической стойкой ограждения по картине. Полотно получило серьезные повреждения, холст порван в некоторых местах, пострадала также рама. Спустя полтора года уже можно говорить, что первый этап реставрации завершен. 

«А теперь мы должны думать об эстетике, структуре полотна и в тоже время - о смысле сюжета. Лучшее решение на сегодня - услышать друг друга и применить лучшее из нашего опыта. А это очень сложно», - заявила ведущий реставратор Ателье Лимбург Кейт Сеймур. 

Следующий этап - обобщение работы аналитиков из разных стран и конкретный, пошаговый, алгоритм действий.

Теперь за этой уже закрытой дверью начинается самый важный этап - совместное обсуждение, которое рано или поздно приведет к общему решению, но окончательные сроки реставрации полотна Репина пока никто не называет.

Ксения Егорова 

Новости культуры