15.12.2019 | 21:06

«Журнальный глянец оказался невероятно живуч»: интервью с художницей Дарьей Усовой


На то, что жизнь может вторгаться в искусство, физически, первым указал, пожалуй, Пабло Пикассо, когда в 1908 году впервые вклеил кусочки бумаги в живописное полотно. Что было потом, хорошо известно — у выдающихся и не слишком выдающихся мастеров ХХ века в ход шли даже посуда и мебель. Особо популярны до сих пор газетные и журнальные обрывки. Судьба газет остаётся незавидной, а вот журнальный глянец оказался невероятно живуч.

С ним преимущественно и работает Дарья Усова, современный художник, вполне уже успешный, потому что успешно и довольно изобретательно применяет несвежий, казалось бы, приём, который давно уже составил славу таким великанам, как, например, Роберт Раушенберг. Выставка её работ открыта в залах столичного фонда «Екатерина», и по ней видно, в какую именно сторону ушла художница от Раушенберга и ему подобных гениев коллажа.

Основной массив работ на выставке — это картины, которые наводят на мысль и радостную одновременно, и горькую, мысль о том, что сказочные персонажи перестали быть таким уж сказочными, сказка сделалась былью. Как понять, что лягушка — это царевна? Сегодня это гораздо проще — на лягушачей шкурке QR-код. Под QR-кодами скрывается всё, что вас интересует! Гномам пришлось приступить к новым поискам скрытых сокровищ. В новых недрах, виртуальных, они добывают биткойны. Тройной портрет Змея Горыныча указывает на то, что теперь во власти этого чудища сфера нашего общения. Три головы, три мозга, три действия — поделиться, прокомментировать, поставить лайк.

А инстаграмм — разве не лучший ответ на вопрос, кто на свете всех милее, всех красивей? Одна из наиболее эффектных работ на выставке — «Силиконовая долина». Купец богатый во владениях зверя лесного, чуда морского изумлённо разводит руками, обнаружив, что вот же он, желанный цветочек аленький! Силиконовая долина! Истинное богатство — это возможности неограниченные! Для всех, кто с умом, красив и деловит!

Герои русских и европейских сказок не просто остаются нам близкими как в детстве, они стали нам ещё ближе. Усилиями Усовой они вошли глубоко в ткань той действительности, с которой нам сегодня приходится дело иметь. Все работы художницы построены на том, с чем нам сегодня приходится дело иметь. С переработкой отходов, например, с глобальными экологическими проблемами. Усова считает, что избранной ею техникой способствует утилизации отходов, и клей использует исключительно натуральный, безвредный. С тем, что вторичен не только материал её творчества, но и сам приём, не соглашается.

Интервью с художницей смотрите в нашем видеосюжете.