03.12.2019 | 10:00

Выставка Томаса Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка Томаса Гейнсборо. Это один из самых ярких представителей британской живописи XVIII века. Генеральный спонсор экспозиции - компания «Роснефть». На вернисаже побывала Елена Ворошилова.

Томаса Гейнсборо ни с кем не перепутаешь. Его картины узнаваемы так же, как его дамы и кавалеры. Он писал парадные портреты по шесть часов в день полутораметровыми кистями и только стоя. Любимый художник короля Георга III - он не просто создал свой собственный стиль. Находясь в противостоянии со многими живописцами своего времени, Гейнсборо перевернул мир британского искусства.

«Нам очень важно было показать не только все парадные вещи, которые, конечно, очень важны, чтобы глазами, а не в цифровом виде увидеть, что они из себя представляют, но показать то, что является сутью художника. Показать рисунок, гравюру, его домашние вещи», - рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Многие коллеги упрекали Гейнсборо в излишней живописности. А он просто знал, как обычные вещи превратить в необычные. Эта выставка не состоялась бы без поддержки компании «Роснефть», которая тесно сотрудничает с Пушкинским музеем.

«В течение всей зимы, до 1 марта 2020 года, у российских ценителей изобразительного искусства будет редкая возможность увидеть около 100 произведений живописи и графики Гейнсборо в одном месте, открыть для себя разнообразные грани творчества великого мастера. Мы уверены, что данная выставка станет ярким событием в культурной жизни столицы», - подчеркнул вице-президент - руководитель аппарата компании «Роснефть» Юрий Курилин.

Художник экспериментировал с гравюрными техниками. Работал с дневным и ночным светом. В экспозиции - живопись на стекле. Сохранилось всего десять таких стеклянных пластин. До сих пор они никогда не покидали Англию.

«Он сделал такой прибор. Нечто вроде волшебного фонаря, в который вставлялись пластины. Пейзажи, написанные на стекле и эти пластины подсвечивались свечами, но не напрямую, а сквозь такой белый шелк, который давал немножко холодноватый, рассеянный свет», - пояснила куратор выставки Анна Познанская.

Музыка была любовью Гейнсборо. Он виртуозно играл на разных инструментах и коллекционировал их. Писал портреты музыкантов и жанровые сценки с музицирующими, детально прописывая флейты и виолончели. Музыка - на первом месте, живопись - на втором, говорил художник.

«Томас Гейнсборо был не только великим живописцем, но и большим меломаном. Он знал всех великих музыкантов его времени, он был членом всех музыкальных кружков», - говорит советник по культуре Посольства Великобритании в России Майкл Бёрд. 

Но в мире искусства Гейнсборо остался как великий портретист. Томаса Гейнсборо называли Ренуаром XVIII века. Художник не только искусно писал парадные портреты. Он их искусно мог переписать. Его клиенты возвращались к нему лет через пять и просили изменить прическу или костюм, вышедшие из моды.

«Он писал, что "эти проклятые портреты я бы гораздо с большим удовольствием променял на любой мой ранний пейзаж". Он был пейзажистом, он очень любил пейзажи. Одна из последних работ, которую он создал, был пейзаж. Это свидетельствует, что он до конца был предан этому жанру», - говорит научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина Елена Коротких.

Сто работ из 13 музеев. А еще «Прогулки с Томасом Гейнсборо» на Декабрьских вечерах, где будет много английской музыки.

Елена Ворошилова

Новости культуры