Новости проекта

02.12.2019 | 10:27

В "Мастерской Петра Фоменко" показали премьеру спектакля "Счастливые дни"

Премьера спектакля «Счастливые дни» прошла в «Мастерской Петра Фоменко». Пьесу Беккета поставила Вера Камышникова, а главную роль исполнила Ксения Кутепова.

Необычная мизансцена прописана в самой пьесе - Беккет «зарывает» главную героиню Винни по пояс в землю. Режиссеры в разных постановках погружали актрис то в песок, то в воду. Вера Камышникова придумала для своей Винни новое пространство - антресоли с пыльными коробками

«Коробка - это хранилище чего-то, какая-то наша жизнь, память. Если мы что-то положили на антресоли, то иногда достаешь эту коробку и думаешь: "О, когда это было!" и так далее. То есть это и воспоминания и, конечно, самое главное - дни. Жизнь, течение времени», - размышляет Вера Камышникова.

Накопленное, может быть, прекрасным и ценным, но все равно со временем воздуха и пространства становится все меньше, как и свободы. Финал известен всем, но не все способны его осознать и принять так, как это делает героиня Беккета. «Счастливые дни» - первая драма, где главной он сделал женщину. Ее супруг появляется эпизодически, говорит невнятно, часто просто издает звуки. Жизнь этой пары перенесена в иное пространство - не бытовое. И зрителям в зале так же нелегко, как героям на сцене.

«Мы, зрители, поставлены в условия, что мы должны здесь размышлять, думать, здесь нет прямого сюжета, нет традиционной, банальной, бытовой логики», - говорит Вера Камышникова.

Винни по пояс в коробках каждое утро встречает репликой «это будет прекрасный день!» и изо всех сил цепляется за собственный разум, хотя и он постепенно ее покидает.

«Он, конечно, беспощаден в своих сочинениях, Беккет, невероятно жесток. Но, пожалуй, удивительное сочетание - это меня задело и тронуло, в этой жесткости по отношению к людям, к их жизни на земле, он так их всех любит», - отметила актриса Ксения Кутепова.

К концу спектакля из коробок торчит уже только голова Винни. Она не может залезть в свою любимую сумочку, чтобы почистить зубы утром или поправить прическу перед зеркалом. Ремарки Сэмюэля Беккета очень подробные и занимают чуть ли не половину текста пьесы. Изначально режиссер стремилась следовать указаниям в точности, но в итоге пришлось кое-что изменить - темп жизни сильно ускорился. Тем не менее пьеса «Счастливые дни» достаточно абсурдна, чтобы оставаться актуальной.

Юлия Кундрюкова 

Новости культуры