Новости проекта

30.11.2019 | 19:00

Саша Фролова: "Опера – это живой жанр"

«Зачем авангардные костюмы в театре?», «Разве конкурсантам в них удобно?», «Таким способом молодых людей приобщают к опере» - комментарии в социальных сетях нашего телеканала противоречивы как никогда. Пока одни телезрители негодуют по поводу костюмов в новом сезоне проекта «Большая опера», другие отмечают их необычный дизайн и хвалят стилистов за смелость.

Художник Саша Фролова к подобным комментариям привыкла. Говорит, что равнодушных к ее работе нет. Среди тех, кому интересно творчество Саши, – глянцевые издания, мировые бренды, фэшн-фотографы и стилисты. Алина Артес узнала у Саши Фроловой, с чего начинается работа над образом. 

А.А. – Саша, как Вы реагируете на противоречивые отзывы о своей работе?

С.Ф. – Уже спокойно! Практически все мои работы вызывают либо бешеный восторг, либо стойкое неприятие. Равнодушных никогда не остается. И я сама не могу в полной мере объяснить, почему мои работы так эмоционально захватывают. Но предполагаю, что причина такой реакции - в нестандартности идей и образов. 

Причем среди поклонников того, что я делаю, есть люди разных возрастов. С уверенностью могу сказать, что не это главное при оценках. А вот что действительно влияет – общая насмотренность и готовность к восприятию чего-то нового, смелого и экспериментального.  

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/204/589/4.jpg

Автор фото: Phil Mouve's Photos

А.А. – Почему именно «Большая опера»?

С.Ф. - К сожалению, опера часто воспринимается как консервативное искусство, а некоторые люди вообще живут со стереотипным пониманием, что опера – это скучно. И моя задача – изменить эту точку зрения. Да, я иногда иду на провокацию в костюмах, но это провокация необходима, чтобы привлечь внимание – и к музыке, и к персонажу, и к личности артиста, а в итоге к опере как к жанру в целом. И через костюмы я показываю, что опера может быть разной. Современной, актуальной, интересной, неожиданной и совсем не скучной!

А.А. – Выходит, что современность и классику все-таки можно «подружить»?

С.Ф. – Не просто можно, но и нужно! Конечно, в мире должны быть и классические постановки, но опера всё же «живой» жанр, который нуждается в современном прочтении, актуальной подаче. И конечно, чтобы жанр не «застаивался», нужны свежие решения, которые помогают режиссерам и артистам взглянуть на известную историю под новым углом. И чаще всего костюм как раз и помогает раскрыть неожиданные смыслы. Я благодарна «Большой Опере» за возможность этого опыта.

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/204/589/0.jpg

Автор фото: Вадим Шульц 

А.А. – С чего обычно начинается работа над образом? 

С.Ф. – С изучения музыкального материала. Мы с режиссером всегда разбираем арию, ее содержание, пытаемся понять, какую ситуацию эмоционально проживают герои. 

Необходимо также учитывать и типаж артиста, это тоже немаловажно. Так, во время съемок шестого сезона «Большой Оперы» мне совершенно не хотелось «ломать» типаж Анны Шаповаловой. Я выбирала классические образы, чтобы подчеркнуть ее естественную красоту. 

Зато для Инны Деменковой мне хотелось создавать очень экстравагантные костюмы! Она с энтузиазмом принимала все мои идеи, и даже не побоялась примерить латексный костюм. Оказалось, что опера и латекс – совместимы!

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/204/589/2.jpg

Автор фото: Вадим Шульц 

Бывало, что изменения в образ вносили и сами участники. Так, Валерий Макаров активно вмешивался в творческий процесс и предлагал какие-то новые детали, относился к своему образу с большим вниманием – с ним было очень приятно работать.

Вообще над визуальными образами в программе трудилась не только я. У нас замечательная команда стилистов. В этом сезоне мы привлекали к созданию образов бренд Lamoda, Lady collection, Red September, Odor, Nob agency, Faberlic couture, o5o, а над художественным решением отдельных программ работали также другие приглашенные дизайнеры, стилисты и художники: (Маша Саввинова, Weld Queen, Алена Исаева и Данила Поляков. Так что «Большая опера» - это командная работа!

А.А. – Я знаю, что изначально Вы получали медицинское образование. Так почему все-таки искусство?

А.А. – На самом деле любовь к искусству была у меня всегда, и медицинский колледж скорее стал «подарком» для моих родителей. Позднее я получила образование как графический дизайнер в Национальном институте дизайна и как современный художник в Институте проблем современного искусства. 

Но медицина мне все-таки пригодилось! Мне, как художнику, помогают знания в анатомии. Когда я создаю костюм, я учитываю устройство человеческого тела, его особенности. 

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/204/584/2.jpg

Автор фото: Phil Mouve's Photos

А.А. – Вы создаете наряды не только для других исполнителей, но и для себя. А есть ли любимый образ?

С.Ф. – Я люблю все свои образы, но сейчас мне ближе всего серия моих костюмов, посвященных XVIII веку. Как раз один из своих костюмов мне удалось представить на Инне Деменковой. Я создала эти костюмы в прошлом году для перформанса, вдохновленного эпохой Марии Антуанетты на открытии сезона в Садах Этрета во Франции. Потом эти костюмы попали в объектив Тима Уокера. Так что они получили мировую известность. 

А.А. – Если бы появилась возможность придумать стилистическое решение для любой, выбранной только Вами оперы… Что бы это была за опера?

С.Ф. – Я недавно создала костюмы для «Волшебной флейты» в театре «Геликон-Опера», и это идеально подошло под мою эстетику. И музыка, и история – я просто влюблена в эту оперу. Сейчас меня увлекает опера «Альцина», собственно ария из нее исполнялась на проекте, а также в целом мне крайне интересна барочная опера, поэтому хотелось бы поработать именно в этом направлении.

Главное фото: из личного архива Саши Фроловой