29.11.2019 | 11:15

Выставка "Неизвестные передвижники" открылась в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея открывает новую выставку из цикла «Художник и время». Название экспозиции — «Неизвестные передвижники. Рисунок второй половины XIX века». Аудитории представят графику и акварели знаменитых живописцев. А «неизвестные» означает «непривычные».

Шишкин, Репин, Поленов, Васнецов, Серов... живописные произведения художников-передвижников — ядро собрания Третьяковки. На этой выставке — оборотная сторона их жизни и творчества: эскизы, этюды и реплики.

«Во второй половине XIX века рисунок не так ценился как живопись. И передвижники начинают этот очень важный процесс. Они включают в экспозиции графические работы, проводят выставки этюдов, опытов художественного творчества», — рассказала Татьяна Карпова, заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской Галереи.

Путь к картине — через этюды и эскизы. Василий Суриков часто находил героев своих произведений на улице. Как, например, этого персонажа будущей картины «Боярыня Морозова». Или эту нищенку для того же полотна. А этюды Репина — целая галерея современников. Для картины «Не ждали» ему позировал писатель Всеволод Гаршин, а «Царевну Софью» он писал с матери Валентина Серова. Поленов позировал Васнецову — для фигуры Алеши Поповича. Николай Ге для своей композиции «Распятие» пригласил позировать художника Степана Яремича. С него писал фигуры Христа и разбойника, подражая художникам эпохи Возрождения.

«Для того, чтобы полностью почувствовать как можно точнее положение фигуры на кресте, натяжение мышц, изгиб тела художника Яремича просто подвешивали к кресту», — рассказала заведующая отделом графики XVIII-начала XX века, куратор выставки Ирина Шуманова.

Большинство произведений зрители увидят впервые, но кое-что из графики передвижники показывали на своих выставках. А еще передвижникам принадлежит изобретение нового вида графики — реплика. Реплика — это повторный рисунок уже готового полотна. Василий Поленов создал это графическое повторение картины «Христос и Грешница» специально для Павла Третьякова — саму картину купил император Александр III. Многие реплики художники писали для каталогов и журналов, чтобы популяризировать свои произведения.

«Передвижники уделяли огромное внимание продвижению своих произведений. И многие события, многие направления, многое в передвижничестве можно понять, экстраполируя сегодняшнюю ситуацию с рекламой, пиаром», — отметила Ирина Шуманова.

А вот так выглядели выставки передвижников со стороны. Этих вернисажей ждали, о них писали и говорили. Такой ажиотаж не мог не вдохновить карикатуристов. Вот обложка сатирического журнала «Будильник» — Шишкин по соседству с Крамским. А в этом еженедельнике «Всемирная иллюстрация» — карикатура на тему доступности искусства: благодаря передвижникам, картины будто бы могли увидеть даже заключенные в тюрьме.

 

Юлия Кундрюкова  

Новости культуры