28.11.2019 | 10:00

Ретроспектива Лучо Фонтаны и проект Франциско Инфанте в Мультимедиа Арт Музее

Мультимедиа Арт Музей по традиции открывает несколько выставок в один вечер. В числе новых экспозиций - первая в России большая ретроспектива итальянца Лучо Фонтаны, одного из пионеров послевоенного концептуального искусства, и проект современного российского художника Франциско Инфанте, он начинал свои эксперименты, когда Фонтана был на пике славы.

Привычная картина, когда в Мультимедиа Арт Музее - вернисаж. Очередь не уменьшается, наоборот, ведь этим вечером открывают сразу несколько выставок, курирует их Ольга Свиблова. Самая объемная экспозиция, занимает несколько этажей, посвящена творчеству итальянского мастера Лучо Фонтаны, известного своими разрезами и дырами на холстах. Здесь есть и то, и другое, а также скульптуры и керамические распятия.

«Для того, чтобы понять Лучо Фонтану, у меня ушел 31 год, но я все эти годы смотрела на Лучо Фонтану во всех музеях, во всех галереях. Но когда я увидела эти керамические распятия, вдруг поняла, что я не могу не сделать Лучо Фонтану. Эти распятия очень трудно увидеть, а еще сложнее получить на выставку. Вот их не было в Метрополитене и не было в Гуггенхайме, а у нас есть», - отметила директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Эти распятия Фонатана начал делать в 48-м году, тогда же, когда и начал дырявить свои холсты. И здесь, и там он пытался найти бесконечность, только разными способами. Кресты в стиле барокко скручены, как узлы, в порыве эмоций, и на контрасте - голый холст, усыпанный дырами или медитативный разрез полотна. И то, и другое - реакция на Вторую мировую. Это уже не просто выплеск, это продуманные ножевые ранения.

«Вы понимаете, для художника холст в раме - это как для человека самое любимое, это как для матери ребенок. И проткнуть его было жестом символическим, чрезвычайно сложным, потому что дыра на картине - это трагедия для художника», - пояснила Ольга Свиблова.

Трагедию художник обернул в гений, говорил, что прорези, прежде всего, философское выражение, утверждение духовного начала. На выставке можно увидеть его ранние работы - первую картину 34-го года, где прослеживается интерес к французскому искусству, и реалистические скульптуры, однако знаменит Фонтана именно своими разрезами. А вот Франциско Инфанте, классик современного российского искусства, знаменит своими метафорами.

«Метафора - очень важная вещь для искусства, самая важная. Удалась метафора или нет? О художнике судят по этому», - говорит Франциско Инфанте.

Его «Реконструкцию звездного неба», где звезды выстроены в виде супрематических фигур Малевича, показывали в крупнейших музеях мира, но нигде не выставляли его раннюю графику в таком объеме. Здесь есть и циклы «Артефакты» и «Продолжения», где Франциско Инфанте с женой Нонной Горюновой строят инсталляции в природных ландшафтах. В этом случае точка съемки может быть только одна. Несколько шагов в сторону, и вид меняется. Так - во всем, что создает Инфанте. Точка съемки для художника - отдельная философия, как и метафора, что для него - синоним искусства.

Анна Галинская 

Новости культуры