27.11.2019 | 13:46

Уникальные произведения шпалерного ткачества

В Москве открылась выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI-XVII веков». Ее основу составили произведения шпалерного ткачества и вышивки из собрания московского коллекционера Инны Баженовой и Государственного Эрмитажа, а также уникальные образцы современных им произведений итальянской керамики.

Экспозиция, которую можно увидеть в Фонде In Artibus, строится вокруг четырех классических для шпалерного ткачества тем: сюжетов Священной истории, «охотничьих трофеев», аллегорий на злободневные политические события и, наконец, изображений простодушных сельских забав. Вокруг каждой из этих тем образуются свои сюжеты и собственный мир персонажей-героев. Собранные вместе, они становятся наглядной частью большой и захватывающей истории шпалерного ткачества, того «тканого великолепия», что на протяжении столетий составляло главное украшение феодальных замков и городских домов аристократов.

В Европе всплеск интереса к шпалерному ткачеству пришелся на XV-XVIII века. Именно тогда пережили расцвет мануфактуры Франции, Италии, Нидерландов и Фландрии. Шпалеры были прекрасным украшением интерьера, утепляли каменные стены, служили перегородками и занавесями. Ими гордились не меньше, чем драгоценностями и редким оружием, они стоили гораздо дороже картин.

Выставка будет открыта с 22 ноября 2019 года по 29 февраля 2020 года.

Вышитое панно «Аллегория мира Генриха II». Шерсть, шелк, вышивка «гобеленовым швом» (gros and petit point) по льняной ткани. 236x352 см. Франция, начало 1560х гг. Из коллекции Инны Баженовой, Москва. 
Вышитая в технике, имитирующей шпалерное ткачество, многофигурная композиция, сюжет которой можно расшифровать следующим образом: восседающие на троне под балдахином слева французский король Генрих II (1519-1559) и его супруга Екатерина Медичи (1519-1589) благословляют заключение Като-Камбрезийского мира (3 апреля 1559), означавшего окончание Итальянской войны (1551-1559 годов), также известной как война между Габсбургами и Валуа.

В вышитое повествование повсюду вплетены аллегорические изображения. За спиной Генриха, обнимающего Филиппа II, видны два спиленных дерева, давших молодые ростки с плодами, их корни переплелись. Это означает смерть и возрождение, окончание кровопролитной войны и мир, рождение новой жизни, а переплетенные корни – заключение брака. Филипп был помолвлен с дочерью Генриха Елизаветой Валуа, их свадьба состоялась в том же 1559 году.

Пара на троне с резным декором в виде сфинкса, под роскошным балдахином не оставляет сомнений в том, что это правящая чета монархов. Их головы увенчаны коронами, Генрих II держит в руках скипетр, Екатерина Медичи, повернутая в профиль к зрителю чрезвычайно похожа на свой скульптурный портрет в аббатстве Сен-Дени. У Екатерины Медичи характерная прическа с зачесанными назад и приподнятыми надо лбом пышными волосами, жесткий гофрированный воротник - «жернов».

О брачном договоре и общей атмосфере праздника говорят и второстепенные фигуры вышитой композиции: музицирующие придворные дамы, мальчики-пажи - чернокожий и белый на переднем плане, радом с ними еще раз изображена собака – символ верности, напротив ее обезьянка в ошейнике и на цепи – усмиренная похоть и суетные желания. Улитки как пожелание плодородия и многих детей были чрезвычайно популярны в эпоху ренессанса, каждая девочка имела в своем приданом раковины именно с таким зашифрованным пожеланием.



Французская школа. Заключение Като-Камбрезийского мира послами Генриха II и Филиппа II в апреде 1559 года. XVI век. Доска, масло. Пацаццо Публико. Сиена
Двое обнимающихся мужчин в центре, вероятно, символическое изображение примиряющихся послов, прибывших на север Франции от имени монархов, так как непосредственно при подписании документов ни один из правителей не присутствовал, это делали их уполномоченные посланники. В Палаццо Публико в Сиене хранится картина, изображающая это событие с гербами итальянских участников внизу и гербом Медичи вверху в центре.

Последователь Палисси. Две ажурные вазы для фруктов Не позднее 1885. Поливная глина. Диаметр - 23 см
Государственный Эрмитаж Инв. № 461

В ажурных резервах монограммы Генриха II и Екатерины Медичи, состоящие из литер H и D. В 19 веке эти вазы приписывались Бернару Палисси, однако, наиболее вероятным местом и временем исполнения эрмитажных блюд, является ливерпульская фабрика Минтон или Минтонс (Mintons), где изделия, скорее всего, были выполнены в 1850-х годах в подражание великому французскому керамисту 16 века.

Шпалера «Аллегорическая сцена рыбной ловли». Брюссель, Фландрия 1550 – 1560е гг. Материал; техника. Шерсть, шелк, 7-8 нитей основы на 1 см. Выс. 351, шир. 394. Государственный Эрмитаж, Инв. № Т-15430
Аллегорическая программа композиции шпалеры с военными кораблями и сценой мирной рыбной ловли позволяет предположить, что она была заказана для общественного здания, или здания принадлежавшего гильдии, которая была связана с рыболовством и торговлей рыбой. Возможно, здесь зашифрована идея торгово-военного союза. События, изображенные на эрмитажной шпалере, происходили в тот же период времени, что и события Като-Камбрезийского мира.

Шпалера «Возвращение с охоты». Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. 233,5x268. Фландрия или Франция. Вторая половина 16 века. Из коллекции Инны Баженовой, Москва
Среди всех возможных сцен мирных развлечений, охоты относятся к числу наиболее излюбленных тем ткачей стенных ковров 16-17 вв. В дома холодной Фландрии такие шпалеры вносили дополнительную иллюзию открытого пространства и летнего тепла. «Тканые зимние сады» - шпалеры со сценами в пейзаже, предназначались для украшения кабинетов или частных комнат.

Шпалера «Игра в гуся» из серии «История Гомбо и Масе». Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. Фландрия, Ауденарде, 1590-1610. 216x300. Коллекция Инны Баженовой, Москва
История любви пастуха Гомбо и пастушки Масе стала невероятно популярна в 16 и особенно в 17 веках. Она основана на поэме неизвестного автора 15 века. Сцены изображают жизнь простых людей: Гамбо и Масе то разоряют птичьи гнезда, то играют в мяч, то танцуют или пируют, охотятся за бабочками, учатся играть на волынке, идут в брачной процессии с другими селянами. История была настолько популярна, что появилась в пьесе «Скупой, или Школа лжи» Мольера.

«Игра в гуся» один из сюжетов идиллической сельской жизни показывает старинную фламандскую народную игру: связанного гуся, подвешенного вниз головой на дерево, нужно было убить, бросив в него палку. Композиция шпалеры представляет сцену начала этой игры. В центре изображен сам Гомбо, приготовившийся к броску, за ним стоят крестьяне, возможно одна из женщин – Масе, готовые принять участие в общей забаве.

Все выставки «Виртуального музея» ->>>