26.11.2019 | 10:32

Фестиваль "Золотая Маска" в Стамбуле завершен

Программа «Золотой Маски» в Стамбуле завершилась показами спектаклей московского Театра Наций. Этот коллектив уже во второй раз участвует в международном проекте «Золотой Маски» и становится гостем Стамбульского театрального фестиваля. С подробностями - Валерия Кудрявцева.

Овация после спектакля, о котором организаторы волновались, пожалуй, больше всего. «Иранская Конференция» Театра Наций – пьеса Ивана Вырыпаева, современная драматургия в постановке Виктора Рыжакова. По сюжету лучшие умы современности собираются на конференцию в Копенгагене – обсудить наболевшую «иранскую проблему» — нарушение прав и свобод, ежедневные казни, пытки и военные конфликты на Ближнем Востоке.

Постепенно вопросы «кто виноват» сменяются размышлениями о человеке и смысле жизни. Много незнакомого, непростого текста. Организаторы отказались от титров, сделали синхронный перевод в наушниках. Еще и для того, чтобы зритель мог почувствовать себя участником конференции.

«Как будто бы неслучайно - первый наш выезд из стен Театра Наций - сразу же в Стамбул, на этот фестиваль, где как раз место становится местом силы какой-то очень важной человеческой. И вся история: 1000 лет Христианства в Софии, 500 лет мечеть находится в этом месте, а сегодня это музей мирового значения, куда съезжается много людей, и конечно, это невероятная рифма нашего приезда на этот фестиваль с нашей работой «Иранская конференция», - отметил режиссер Виктор Рыжаков.

В этом году Стамбульскому театральному фестивалю – 30 лет: первый состоялся в 1989 году. Все это время организаторы стараются привозить в Турцию спектакли со всего мира – классику и современную драму, открывать новые горизонты как для зрителей, так и для профессионалов, менять взгляд и отношение людей ко многим вещам.

Официальный символ Стамбульского театрального фестиваля этого года - красный зонтик, на который льется вода, но не сверху, как это бывает, когда идет дождь, а из-под зонта, этого я показать, к сожалению, не могу. Но именно это символизирует нестандартный взгляд на давно привычные вещи.

А еще – возможность взглянуть на вещи совсем не знакомые. Необычным выбором, на первый взгляд, кажется и спектакль Максима Диденко «Цирк» по мотивам знаменитой советской комедии Григория Александрова. В главной роли звезды американского цирка Марион Диксон – Ингеборга Дапкунайте. Она приезжает в СССР с аттракционом «Полет на Луну». Как зрители, не видевшие фильма и не укорененные в контексте, воспримут этот ретро-футуризм с нуля? И для актеров, и для режиссера Диденко в этом есть дополнительный вызов.

«Интересно и занимательно, что здесь был показан «Цирк» – такой постамент советской культуре, такое переосмысление этого постамента. И мне кажется, это такая очень интересная комбинация культурных кодов», - отметил режиссер Максим Диденко.

Разные культурные коды - не помеха, если есть искреннее желание понять и узнать друг друга. Фестиваль «Золотая Маска» в Стамбуле завершен, планы на будущий уже строятся.

Валерия Кудрявцева

Новости культуры