20.11.2019 | 09:36

В Рахманиновском зале консерватории прозвучала русская барочная музыка

В Рахманиновском зале Московской консерватории представили программу, которая состояла только из произведений русской барочной музыки. Концерт - часть национального проекта "Культура", который реализуется и в столице, и в регионах. 

Русское музыкальное барокко - духовная музыка, которая развивалась в течение ста лет: с середины XVII до середины XVIII века. Конечно, на нее оказали влияние западноевропейские традиции. Но при этом наши сочинения сохранили черты древнерусского знаменного распева, его сурово-сдержанный, величавый стиль. В основе русской барочной музыки лежит многоголосие и исполнение а капелла. Сочинения писались на 4, 8, 12 и даже на 48 голосов. В XX веке такую музыку практически не исполняли. Интерес к ней возник лишь в конце столетия. Вообще это музыкальное наследие огромно. Но многие сочинения авторами не подписывались.

"В нашей программе наряду с анонимными сочинениями прозвучат сочинения Василия Титова. Это центральный композитор эпохи русского барокко. Это любимый композитор Петра I, но показательным образом о нем мы не знаем практически ничего. У нас есть всего несколько документов. Мы будем исполнять многоголосные сочинания. Это концерты Василия Титова, специально для нас расшифрованные. То есть никто до нас раньше не пел. Концерты на 8 голосов, а также концерты на 12 голосов", - рассказала художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля "Intrada" Екатерина Антоненко. 

В концерте участвовали четыре ансамбля: "Ex Libris", "Узорика", "Хронос", "Intrada". Зрители смогли услышать разные интерпретации произведений той эпохи. Вообще сегодня исследована и адаптирована лишь малая часть. А расшифровка требует особых навыков.

"В XVII веке русскую старинную музыку записывали еще крюками - это так называемое казанское знамя, которое было изобретено в период Ивана Грозного в конце XVI. Долгое время именно этими казанскими невмами записывали сначала древнерусскую строчную полифонию, а потом и первые образцы барочной музыки. В XVII веке есть особые значки, которые показывают высотность некоторых нот", - говорит руководитель ансамбля "Хронос" Евгений Скурат. 

Конечно, сегодня музыка русского барокко не собирает огромные залы. Но у нее тоже есть свой зритель. 

Мария Трофимова

 Новости культуры