13.11.2019 | 09:43

“Геометризмы. 1950-2010-е”: новая экспозиция в Третьяковской галерее


«Геометризмы. 1950-2010-е». Выставка в Новой Третьяковке посвящена Московской школе геометрической абстракции и трем поколениям художников, которые продолжают эксперименты с формой.

Выставка называется «Геометризмы», и каждому посетителю понятно: речь идет о геометрической абстракции. Непонятно это только самим художникам — слово «абстракция» они не жалуют, а свои работы к каким только направлениям в искусстве не относят. Валерий Юрлов, к примеру, говорит, что занимается формообразованием. Для него это больше наука, чем творчество. С 50-х годов он интересуется, чем отличается металл от дерева, как они взаимодействуют или можно ли повернуть время вспять.

«Формообразование — простое очень слово. Оно как-то не очень доступно, надо объяснять. А обругать человека, сказать „он абстракционист“ — это очень легко. Поэтому, я думаю, что это больше ругательное слово, чем научное, искусствоведческое слово», — поделился художник.

Куратор выставки Мария Бодрова геометрическую абстракцию, как и большинство людей, считает одним из самых значительных направлений в искусстве. В конце ХХ века этот стиль оброс новыми производными.

Мария Бодрова, куратор выставки: «Беспредметное искусство — это то, которое работает с лаконичной формой, под которой ничего, кроме формы не подразумевается. А абстрактное искусство, оно всегда несет в себе ассоциацию. Может быть ассоциация с пейзажем или ассоциация с памятью».

Ассоциации с пейзажем возникают при взгляде на работы Алены Кирцовой. И даже не обязательно читать подпись к картине, чтобы понять, что перед тобой небо и земля. А над этой работой придется подумать, ведь изображено белое море — волна, пена, прибой.

«Я на самом деле не про абстракцию, я абсолютный реалист. Ну вот например, это „Ночные прогулки. Я, ты“ называется, это дома и небо. Это предрассветное и почти рассветное время. Или там свет и тень от подвесной лампы. Интерьер комнат. Это совершенно реалистические сюжеты», — отмечает художник Алена Кирцова.

Совсем нереалистичные сюжеты у Татьяны Баданиной. Ее интересуют формы, которые были до сотворения мира и те, которые останутся после. Ей снятся фантастические сны, и кое-что оттуда перетекает в ее реальность, как эти белые одежды — не платья, а именно одежды.

«Одежды — это то, что покрывает. Покрывает не только тело, но и душу. Поэтому они у меня из бумаги. Например, японцы, у них иероглиф Бог и бумага один и тот же. Для них это священное. Для нас художников, бумага — это тоже нечто священное», — говорит Татьяна Баданина.

На выставке представлены работы восьми художников. Все они относятся к разным поколениям: один родом из 60-х, другие — из 70-х и 90-х, но всех объединяет любовь к искусству русского авангарда, к поиску форм и цвета.

Анна Галинская

Новости культуры