08.11.2019 | 15:37

В Эрмитаже под портретом Екатерины II обнаружили другую картину

В Эрмитаже, во время реставрации портрета Екатерины II художника Пьера Этьена Фалькон, под образом императрицы обнаружили другую картину. Подробности у Алексея Комарова.

Несколько движений, и на лице императрицы снова сияет румянец. Вся поверхность картины была покрыта толстым слоем лака, двухвековой пылью и ворсинками от кисточек. Всё это реставраторы сантиметр за сантиметром раскрывали.

«Вот как картина выглядела до раскрытия. И какая она стала. Она вся, как будто вы смотрите на неё через желтые очки. Такие желто-коричневые. Вы синий уже воспринимаете зеленым, красный становится красно-коричневым. Всё под такой пленкой», - показывает Андрей Цветков, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа.

Портрет Екатерины II кисти Пьера Этьена Фальконе, сына знаменитого скульптора, создателя «Медного всадника». Правда, авторство художника до этого момента подтвердить не могли.

То, что картину нарисовал Пьер Фальконе, хранителям было известно, но оставил ли он подпись - нет. После расчистки реставраторы нашли это место. Вот оно – «Пьер Фальконе. 1774 год».

Теперь сотрудникам Эрмитажа придется изменить дату во всех документах и каталогах, где год создания - 1773-й. Впрочем, это не единственное открытие.

«Под портретом Екатерины была обнаружена картина с совершенно другим сюжетом. Очевидно, это была какая-то начатая картина, незаконченная. Потому что она так прописана, то есть, некий сюжет читается. Но окончательно мы не видим, что картина закончена», - говорит Андрей Цветков.

Портрет на реставрации впервые с XIX века. Сведений о ней не сохранилось. Но исследования показали: изображение переносили со старого основания на новый холст. Сегодня такая техника признана ненаучной, а тогда была популярной.

«Она была настолько эффектной с точки зрения логики и здравого смысла - перенести живопись с холста или доски на новое основание. В некоторых случаях это было совершенно оправдано. Например, большемерные доски Рубенса просто до нас не дошли бы», - отмечает Алексей Никольский, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа.

У Пьера Фальконе получился один из самых неканонических портретов императрицы, считают специалисты. И добавляют: это из-за того, что она позировала всего пару раз. Поэтому художнику пришлось рисовать по памяти.

Алексей Комаров

 Новости культуры