08.11.2019 | 19:48

90 лет назад был создан Научно-исследовательский кинофотоинститут

Научно-исследовательскому кинофотоинституту - 90. Здесь занимаются внедрением новых технологий и разработкой кинотехнических средств. Одно из них, связанное с развитием стереокино, отмечено самой высокой международной наградой. Репортаж Станислава Анисимова.

В марте 1991 года Сергей Рожков вернулся в Москву из Лос-Анджелеса. В Научно-исследовательский кинофотоинститут НИКФИ он привез премию Американской киноакадемии «Оскар». Вот только знаменитой статуэтки рыцаря у него не было - награда за технические достижения выглядит по-другому.

«Мы получали последними, и в отличие от всех получили не листочек в папке, а получили доску с двумя вариантами награды - на русском и на английском языках. Это была единственная награда Американской киноакадемии советской кинотехнике за все время существования Советского Союза», - отметил заведующий лабораторией стереокинематографа Научно-исследовательского кинофотоинститута Сергей Рожков.

«Оскар» Научно-исследовательский кинофотоинститут получил за развитие стереокино, в частности, за систему «Стерео-70». В 1963 году она была предложена сотрудниками института Андреем Болтянским и Ниной Овсянниковой. Два кадра стереопары они разместили рядом на одной 70-миллиметровой пленке. Это значительно упростило съемку и производство стереофильмов. Одна из первых легких камер, снимавших по системе «Стерео-70», «КСШР-Д», - сегодня экспонат музея кинотехники Александра Зенина.

«Вставляется вместо одного обычного объектива - объектив сдвоенный и сдвоенный видоискатель, тоже с двумя окулярами. И здесь для оператора есть регулировка по расстоянию между глазами, потому что у всех людей оно разное», - пояснил сотрудник лаборатории визуальных эффектов Научно-исследовательского кинофотоинститута Александр Зенин.

В формате «Стерео-70» сняли более 30 фильмов. Видовая лента «Здравствуй, Сочи» вышла на экраны в конце 70-х. Специалисты называют ее одной из лучших отечественных картин с удачным, драматургически обоснованным использованием стереоэффектов. История отечественного стереокино связано с именем Семена Иванова. Свои разработки он начал еще до войны. Создав систему, позволяющую смотреть стереофильмы без очков. Идеи Иванова повлияли на создание вот этой насадки на кинопроектор.

«В этом кинопроекторе был применен более мощный дуговой источник света, другое зеркало было применено и эта система, которая разворачивает изображение на экран», - объясняет Александр Зенин.

В московском кинотеатре «Стереокино» он находился рядом с Большим театром, был установлен линзорастровый экран по системе Семена Иванова. Открылся кинотеатр премьерой черно-белого стереофильма «Робинзон Крузо». Роль Робинзона исполнял Павел Кадочников. Роль Пятницы - будущий худрук Театра на Таганке Юрий Любимов. Вот только смотреть стереофильм без очков было неудобно. Зрители жаловались: стоит только пошевелиться, и эффект пропадает.

«Перед зрителем существует в пространстве цепочка виртуальных очков, и вы должны наблюдая изображение попасть в нужную вам пару. И если вы не попали в нужную пару, то у вас получится обратный стереоэффект», - говорит заведующий сектором цифрового стереокино НИКФИ Александр Мелкумов.

Эксперименты в области цветной стереосъемки проводились специалистами НИКФИ на одном из крупнейших спортивных состязаний 60-х. В феврале 1965 года, здесь, во Дворце спорта в Лужниках, впервые в СССР, проходил Чемпионат Европы по фигурному катанию. Внимание прессы было беспрецедентным: на первенство Европы аккредитовалось более 250 корреспондентов. Все соревнования транслировались в прямом эфире Центрального телевидения. Впервые на экране фрагмент той самой экспериментальной съемки выступления Георгия Проскурина и Татьяны Тарасовой - в будущем одного из самых известных тренеров в мире. Пара Проскурин-Тарасова заняла 8 место на Чемпионате. Номер победителей Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова не сохранился. Да и на этой стереопленке киновед Николай Майоров цвет восстанавливал буквально по детским воспоминаниям.

«Синий плакат, деревянные перила и цвет стен. Они дали возможность сделать цветокоррекцию кадра, хотя бы притянуть, вытащить какой-либо цвет», - рассказал Николай Майоров.

При разработке системы «Стерео-70», отмеченной впоследствии «Оскаром», были учтены все недостатки предыдущих форматов. Съемка обеих частей стереопары на одну широкоформатную 70-миллиметровую пленку обеспечила высокое качество изображения. Зрителям в зале раздавали поляризационные очки, с ними просмотр фильма был гораздо удобнее. Стереокино стало завоевывать новую аудиторию. 

Станислав Анисимов

 Новости культуры