07.11.2019 | 10:23

Выставка "Леонардо и "Мадонна Литта" открылась в Милане

Выставка «Леонардо и «Мадонна Литта» открылась в миланском музее Польди-Пеццоли - к 500-й годовщине со дня смерти Леонардо да Винчи. Центром экспозиции стало знаменитое полотно из коллекции Государственного Эрмитажа. «Мадонну Литту», названную так по фамилии последнего владельца, Эрмитаж купил в 1865 году. Ася Емельянова продолжит.

Это и восторг, и обожание! Так смотреть могут только на что-то любимое после долгой разлуки. «Мадонна Литта» действительно почти никогда покидает Эрмитаж, но по такому поводу - 500 лет со дня смерти да Винчи - ее отпустили в Милан, домой, туда где она была создана.

«Это так волнительно, так волшебно! Совершенность работы, качество его письма, наполненность, духовность, которой пропитано полотно! Это чувство, которое наполняет тебя при созерцании», - отметила директор музея Польди-Пеццоли Анна-Лиза Дзанни.

К ней можно подойти совсем близко. Рассматривая знаменитые арки, младенца, щегленка в его руках, волшебный свет на лице Мадонны, итальянцы почти не дышат. Эта работа о милосердии: на женщине красная сорочка, разрезы на груди были зашиты. Мадонна планировала бросить кормить, но младенец у груди плакал, и мать не выдержала, разорвала рубашку. 100 лет спорят, действительно ли это работа Леонардо? Но в этом зале, где полотно окружено подражателями, вот те же самые зашитые разрезы, но разве эта та же самая Мадонна? Сомнения отпадают.

«Такое количество копий, повторений, имитаций, подражаний «Мадонны Литты», которое , мы знаем, появилось уже в XVI веке и даже при жизни Леонардо, свидетельствуют о том, что эта картина пользовалась огромной известностью, огромной популярностью, ее изучали, ее копировали, но вряд ли с таким же усердием стали копировать работы Марко д’Оджоно, Бельтраффио», - отметила директор центра «Эрмитаж-Италия» Ирина Артемьева.

Этот щедрый подарок от России Италии итальянцы как никто могут оценить. Потому что знают, как бывает по-другому. Когда планировали мероприятия, посвященные 500-летию Леонардо, Рим поссорился с Парижем. Франция отказались привезти Джоконду. Рим в отместку пытался через суд запретить гастроли рисунку «Витрувианского человека».

Итальянцы возмущались тем, как Ленардо едва ли не пытаются сделать французом при том, что во Франции он прожил лишь три года.

Помирились две страны лишь перед открытием выставки в Лувре, и даже «Витрувинского человека» суд разрешил ненадолго привезти в Париж. Открывая выставку, президенты говорили о том, что гений Леонардо принадлежит миру.

«Говоря об искусстве такого уровня, о таких картинах, мы говорим о мировом культурном наследии, и конечно то, что случилось, и «Мадонна Литта» снова в Милане, снова там, где она и начинала свой путь - это удивительно и очень правильно», - заключила советник президента - председателя правления Банка ВТБ Наталия Германова.

Кроме «Мадонны» в Милан привезли рисунки Леонардо и его учеников, созданные в последнее двадцатилетие XV века, когда Да Винчи работал при дворе герцога миланского Людовико Cфорца. 

К ней уже не подобраться: «Мадонна» у себя дома, и навестить ее в родных стенах попытаются десятки тысяч итальянцев! Картина пробудет в Милане до 10 февраля и вернется в Эрмитаж.

Ася Емельянова 

Новости культуры