31.10.2019 | 09:09

Музей древнерусской культуры и искусства представляет выставку одного шедевра

Выставку одного шедевра представляет Музей древнерусской культуры и искусства. Это Царские врата XV века, созданные преемниками Андрея Рублёва.

Царские врата коллекционер Гари Татинцян приобрел в конце 80-х прошлого века на одном из аукционов в Германии. Тогда, вспоминает, к этому экспонату, потемневшему от времени - никто не проявил никого интереса.

«По форме доски и по изящности, как она была вырезана, и 2-3 сколам, меня она заинтересовала, и я приобрел ее. Как иногда говорят, бывает, ты приобретаешь как кота в мешке, но было удивление по мере открытий. В процессе реставрации был удивлен тем, сколько сохранилось и что сохранилось», - отмечает Гари Татинцян, галерист, коллекционер.

Отреставрированные в начале 90-ых Царские врата единожды были показаны в 2009 на крупной выставке в Пушкинском музее. Теперь, спустя десятилетие, выставку в Музее древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева посвятили только этому памятнику. Для исследователей введение подобных артефактов в научный круг – особая ответственность.

«На сегодняшний день мы постановили такой вариант, что это врата второй четверти середины XV века и созданы в московской художественной среде и в окружении того почитания Андрея Рублева. Мы застаем эти врата на стадии такого перехода от одного поколения к другому», - говорит Геннадий Попов, заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

Царские врата - центральная часть иконостаса православного храма - по композиции и стилистике напоминают работы Рублёва, в частности, сохранившиеся врата из Троице-Сергиевой Лавры. На створках - Благовещение с девой Марией и архангелом Гавриилом и портреты четырех евангелистов.

«Трое евангелистов Матфей, Лука и Марк представлены на фоне палат со столами и пюпитрами, и инструментами писцов. И только евангелист Иоанн Богослов с его юным учеником Прохором представлены на острове Патмос на фоне гористого пейзажа. На остров Патмос они были сосланы при императоре Нероне. Там была написана книга Апокалипсис, а позже Евангелие», - рассказывает Алексей Гульманов, куратор выставки.

Исследователи установили, что над созданием памятника, по всей вероятности, трудились два мастера. Один из них – виртуозный рисовальщик московской выучки - писал лики, руки, ступни ног, одеяния евангелистов. Архитектура, пейзажи, детали интерьера принадлежат кисти другого мастера, менее связанного с традициями московских живописцев.

Мария Трофимова

Новости культуры