21.10.2019 | 12:08

Русский музей. Выставка к 175-летию со дня рождения Ильи Репина

175-летие со дня рождения Ильи Ефимовича Репина Государственный Русский музей отмечает выставкой произведений художника, имя которого связано с утверждением и расцветом реализма в отечественном изобразительном искусстве.

Экспозицию составили работы выдающегося живописца из ГРМ, Государственной Третьяковской галереи, Художественного музея «Атенеум» (Финляндия), Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты», Музея-заповедника Абрамцево и других музейных и частных собраний.

На выставке представлено более 250 живописных и графических работ мастера, а также мемориальные предметы, связанные с его жизнью и творчеством. У посетителей музея есть уникальная возможность увидеть в рамках единой экспозиции знаменитые полотна «Бурлаки на Волге», «Садко», «Царевна Софья Алексеевна…», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и др., галерею блестящих портретов кисти Репина и виртуозно исполненные этюды бурлаков, запорожских казаков, парижанок… Рядом с «хрестоматийными» шедеврами есть и не столь известные работы Ильи Репина. О них рассказывает Антон Александров.  

Декоративная тарелка «Иванушка-дурачок». 1876. Роспись надглазурная. ГРМ

Отдельный зал экспозиции посвящен периоду пенсионерства Репина в Париже (1873-1876). Там можно увидеть уникальный пример обращения художника к декоративно-прикладному искусству – тарелку «Иванушка-дурачок».
В 1870-е годы в Париже образовалась внушительная колония русских художников, в которую входили Василий Поленов, Константин Савицкий, Владимир Маковский, Александр Беггров, Николай Дмитриев-Оренбургский и др. «Шефство» над молодыми живописцами взял известный маринист Алексей Боголюбов, по инициативе которого в столице Франции была создана Русская керамическая мастерская. Руководил мастерской Евдоким Егоров, специализировавшийся в живописи по фарфору и фаянсу. Блюда и тарелки, расписанные художниками, выставлялись на продажу.

«Занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжога в огне», - делился Репин с критиком Владимиром Стасовым. А конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву не без гордости писал: «Я сделал несколько русских исторических типов (на блюдах) и народных, раскупаются нарасхват». Упомянул он и тарелочку, на которой ему «пришло в голову сделать дурачка Иванушку, какими изобилуют наши деревни и города».

«Яблоки и листья». 1879. Х.м. ГРМ

Репин – портретист? Разумеется! Репин – автор полотен на исторические и религиозные темы? Конечно! Репин – натюрмортист? Да, и это тоже! Малоизвестная грань его творческого дарования представлена небольшой картиной «Яблоки и листья» - единственным натюрмортом на экспозиции.

Надо сказать, что Репин не планировал писать этот натюрморт. Его идею он подготовил для своего ученика, впоследствии прославленного мастера отечественной живописи Валентина Серова. Однако этот осенний сюжет, видимо, настолько приглянулся Репину, что он написал натюрморт сам. 1879-й вообще был для Ильи Ефимовича годом большого творческого подъема, когда он создавал произведения на самые разные темы. Тем же 1879-м датирован и ученический натюрморт «Яблоки на листьях» Валентина Серова, хранящийся в музее-усадьбе «Абрамцево». Было ли это своеобразным творческим соревнованием, и можно ли в этом случае говорить о «победителе-ученике» и «побежденном учителе»: каждый волен рассуждать сам!

«Невский проспект». 1887. Бумага, итальянский карандаш, растушевка. ГРМ

Пейзаж – редкий «гость» в творческом наследии Репина. Городской пейзаж – тем более. Однако Петербург был для Репина особенным городом: именно сюда семнадцатилетний юноша-иконописец из украинского Чугуева с сотней заработанных рублей в кармане когда-то отправился для дальнейшего обучения профессии художника.

«Петербург – это моя интеллектуальная родина…, он мне все дал…», - писал Репин Василию Поленову в 1882-м. С жизнью и творчеством Ильи Ефимовича в городе на Неве связан целый ряд адресов, а Калинкинская площадь, в доме на которой Репин жил с 1882-го по 1895-й, ныне носит его имя. Имя Репина присвоено и Санкт-Петербургскому государственному академическому институту живописи, скульптуры и архитектуры.

В серии карандашных рисунков с видами Петербурга, пусть и опосредованно, чувствуется влияние импрессионизма, с достижениями которого художник познакомился еще во времена пенсионерства во Франции.

«Портрет Льва Толстого». 1891. Бюст, гипс. ГРМ

Искренняя дружба связывала двух величайших представителей русского искусства, Льва Толстого и Илью Репина, в течение долгих лет. За это время Репин создал множество изображений писателя, среди которых и знаменитый «Лев Толстой босой», и портреты Толстого за работой, в минуты отдыха, на пашне и на покосе. Но это были живописные работы и рисунки, а вот обращение к скульптуре… Это неожиданный Репин!

У Ильи Ефимовича не было профессионального образования по специальности «Скульптура», однако несколько бюстов в его творческом наследии все-таки есть. Ему непременно хотелось сделать бюст Толстого, и он осуществил это намерение в июле 1891-го в Ясной Поляне.

Бюст получился очень близким к оригиналу. Жена писателя, Софья Андреевна, считала его самым схожим из всех скульптурных портретов мужа. Льву Николаевичу бюст тоже нравился. Вот что он писал художнику Николаю Ге: «Репин писал меня в комнате и на дворе и лепил… Репина бюст окончен – чист и хорош».

Увидеть целую галерею портретов Репина, в том числе и описанный выше гипсовый бюст Толстого, можно на экспозиции в Корпусе Бенуа.

«Иди за мною, Сатано». 1895. ГРМ

К истории Искушения Христа, взятой из Евангелия от Матфея, Репин обращался еще на заре своей творческой деятельности в 1860-е. Затем он на долгие годы ушел от данной темы, при этом продолжая писать картины на другие религиозные сюжеты. Однако в 1890-е Репин создал целый ряд эскизов в несвойственной ему символистской манере, на которых представали Христос и Сатана. Насколько сложна была работа над образом дьявола, свидетельствует то, что на всех эскизах он изображался по-разному. Это многоликое, постоянно меняющееся существо представало то ангелом, то птицей, то женщиной… В итоге картина «Иди за мною, Сатано» была написана лишь в 1901-1903 годах и была встречена неоднозначно.

Александр Бенуа был предельно категоричен, оценивая отход Репина от реализма: «Насколько это не было его делом, показала огромная и столь неудачная картина "Иди за мною, сатана”, появление которой вызвало тоскливое недоумение самых верных его почитателей».

Увы, сегодня мы не можем увидеть эту картину: находившаяся в собрании Харьковского художественного музея, она погибла в годы Великой Отечественной войны. Но сохранились эскизы, один из которых представлен на выставке в Русском музее.

«Портрет А.Ф. Керенского». 1917-1918. Оргалит, масло. Государственный центральный музей современной истории России (ГЦМСИР)

В августе 1917-го Репин в письме описывал один из «необыкновенных» дней своей жизни»: «Совершенно неожиданно я попал в кабинет Керенского во время заседания Генералитета… Здесь я сподобился видеть… и еще несколько лиц, освещавшихся солнцем Керенского. Такой букет не мог не ударить мне в голову».

Очевидно, что восторженно приветствовавший Февральскую революцию Репин, как и многие другие, не устоял перед обаянием Министра-председателя Временного правительства. Кстати, попал в кабинет Керенского Репин не один, а со своим учеником Исааком Бродским, и по сделанным тогда наброскам портреты Александра Федоровича создали оба. Что, между прочим, зафиксировал в своей поэме «Хорошо!» Владимир Маяковский: «Пришит к истории, пронумерован и скреплен, и его рисуют – и Бродский и Репин». Впрочем, в 1918-м, когда Репин заканчивал работу над портретом, его мнение о Керенском уже претерпело изменения…

Портрет чудом уцелел в советское время: в 1935-м был составлен «акт на списание» картины, «как не имеющей художественной ценности». Музейщики спасли его, спрятав между другими холстами в хранилище, где он и дождался ветра перемен…

«Большевики». 1918. Х., м. Константиновский дворец

Если портрет Керенского все же экспонировался в 1920-е, то эта картина уж точно не могла появиться ни на одной выставке в СССР. Более того: она и в каталогах не фигурировала.

Полотно «Большевики» (варианты названия: «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребенка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») было написано Репиным в 1918-м, когда он уже находился в вынужденной эмиграции, поскольку его усадьба «Пенаты» оказалась на территории независимой Финляндии. О происходящем в России он мог судить только по газетным статьям и рассказам знакомых.

Некая дама поведала ему о том, что видела на улице Петрограда, как пьяные солдаты выдергивают из рук испуганной девочки краюху хлеба. Репин, глубоко взволнованный рассказом, написал картину, которую потом не раз повторял. Впрочем, художник, хоть и стоявший на антибольшевистских позициях, впоследствии все же сомневался, не получилась ли у него карикатура на действительность.

Картина не раз меняла владельцев, входила с состав коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. В конце 2007-го она стала частью собрания Константиновского дворца, где ныне экспонируется в отдельном зале с другими произведениями Репина.

«Финские знаменитости». 1922-1927. Х., м. Художественный музей «Атенеум», Хельсинки

«Репин и Финляндия» - это тема по-прежнему недостаточно изучена, а картины, написанные мастером в Стране Тысячи Озер, в России известны мало. Среди них – масштабное полотно «Финские знаменитости».

В 1920-м Репина избрали почетным членом Общества художников Финляндии. В его честь по этому случаю состоялся торжественный банкет в Хельсинки. На нем присутствовал весь цвет художественной и политической элиты Финляндии: генерал Карл Густав Маннергейм, композитор Ян Сибелиус, художники Аксели Галлен-Каллела и Ээро Ярнефельт, поэт Эйно Лейно и др. Возвращаясь домой в «Пенаты», Репин решил написать картину, подобную «Заседанию Государственного совета…»

Некоторые зарисовки гостей были сделаны им еще во время банкета. Других участников он изображал по фотографиям. Впоследствии не удалось идентифицировать людей в правом верхнем углу картины, которая так и осталась незавершенной. А вот пожилой человек с тростью, стоящий к зрителю спиной, нам известен – это сам Репин. Не причисляя себя к «знаменитостям», живописец отвел себе скромную роль…

Генеральный спонсор выставки «И. Е. Репин. К 175-летию со дня рождения» – Банк ВТБ (ПАО)