19.10.2019 | 09:48

В Кронштадте обновляют старинные разводные мосты

В Кронштадте реставрацию архитектурных памятников совмещают с решением транспортных проблем - обновляя старинные разводные мосты. Многие сооружения середины позапрошлого века отремонтировали впервые. Сергей Загацкий с подробностями.

Это - не самая известная достопримечательность Кронштадта. Но одна из самых необычных. Полтора века назад местный промышленник увидел в Бостоне мостовую из фигурных чугунных шашек, и очень скоро такая же появилась и на острове Котлин. Теперь Кроншадт - единственный в России город, где сохранилось такое уличное мощение. Этот мост - объект культурного наследия. В 2019-м его поставили на капитальный ремонт. И тут выяснилось, что как минимум половина старинной мостовой требует полной замены. Фигурные элементы пришлось делать заново.

"Некоторые отличия от предыдущих ремонтных работ - сейчас появились специальные полимер-цементные составы, которыми мы и заполняем пространство между шашками и внутреннее пространство шашек. Во-первых, мы обеспечиваем нормальное, хорошее прилегание шашки к гидроизоляции, к защитному слою, и второе - этот состав, он защищает и саму шашку", - сказал директор СПб ГБУ "Мостотрест" Андрей Кочин.

После ремонта переправа - несмотря на охранный статус - будет выполнять свою главную - транспортную - функцию в полном объеме. Как и другой, пожалуй, самый знаменитый кронштадтский мост - Доковый. Его конструкция уникальна, это единственный в Петербурге разводной мост, который не поднимается, а поворачивается. В годы разрухи знаменитый Доковый мост неоднократно пытались украсть. Конечно, не весь - а лишь детали разводного механизма. В итоге конструкция полностью перестала функционировать. И одной из главных задач капитального ремонта в 2019-м было - вернуть переправе возможность поворачиваться вокруг своей оси, тем самым освобождая Петровский канал для прохода кораблей. Разводной поворотный механизм полностью восстановили, но ключевые элементы увезли на базу Мостостроя. В случае необходимости, например, когда в Петровский док будут заводить музейные корабли, мост можно будет без проблем повернуть, обещают специалисты. В обычное время его разводить не собираются - переправа слишком важна для наземного транспорта.

"Этот мост - одна из главных артерий. У нас здесь проходит два автобусных маршрута, плюс, видите, здесь пешеходные маршруты, здесь у нас - воинские части, здесь и жилые дома, и государственные учреждения тоже испытывали определенные трудности. Плюс экскурсионные главные маршруты здесь у нас проходят, все достопримечательности находятся здесь, исторические памятники", - уточнил глава администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга Олег Довганюк.

Следующий серьезный ремонт исторической переправе понадобится не раньше, чем через полвека, обещают специалисты. Столько же - если не больше - простоит и новый мост в Горской - его построили над ручьем на дороге-дублере Приморского шоссе. Переправа там была и раньше, но старая и плохая.

"Мост предыдущий, тот, который здесь стоял, был построен в послевоенное время. Технологий, естественно, никаких тогда таких особых не было. Это были рельсы с плитой прямо по ним. Ширина моста была недостаточной под ширину улицы, отсутствовали полностью тротуары. Это было узкое место на данной дороге, сужение проезжей части, постоянные заторы", - добавил директор СПб ГБУ "Мостотрест" Андрей Кочин.

Реконструкцию в итоге закончили на два месяца раньше срока - чтобы свести к минимуму все неудобства. Работу приняли, мост официально запустили в эксплуатацию.

 Сергей Загацкий

Новости культуры