18.10.2019 | 10:24

Третьяковская галерея готовит выставку "Авангард. Список № 1"

Третьяковская галерея готовит выставку «Авангард. Список № 1». Генеральный спонсор экспозиции - банк ВТБ. Проект посвящён 100-летию Московского музея живописной культуры - одного из первых в мире государственных музеев современного искусства. Ольга Енина с подробностями.

«Процедура открытия, конечно, впечатляет. Мы видим, что для этой работы делается специальный, двойной, кофр», - показывает Любовь Пчёлкина, куратор выставки.

«Динамический супрематизм № 38» Малевича привезли из Кёльна в Москву 48 часов назад - ровно столько по правилам шедевр должен находиться в таком кофре. После реставраторы тщательно осматривают произведение. Эта работа Малевича была в фондах Музея живописной культуры. Возник он в 1919 году, как музей «нового типа» и отметал все традиции академических собраний. Идею создавали и разрабатывали сами художники – вот несколько имён: Кандинский, Малевич, Родченко, Татлин. Главным покровителем было государство.

«Всё в нём было нетрадиционно. И концепция экспозиции, и комплектование, и то, как он был устроен, как он работал. И он был филиалом Третьяковской галереи, поэтому для нас эта выставка очень важна, так как приурочена к 100-летию Музея живописной культуры», - объясняет Пчёлкина.

«Авангард. Список №1» - это реконструкция экспозиции Музея живописной культуры. Восстанавливали её по архивным документам, а потому важна каждая деталь.

«Мы изучили много документов, прежде чем понять, как был устроен этот музей. У него было несколько адресов, но тот вид, который мы сейчас попытались реконструировать - это его уже последние годы, 1925-1928 годы. Он въехал в здание на Рождественку, 11», - рассказывает Любовь Пчёлкина.

Известно, что там было 6 комнат, где довольно молодое на тот момент искусство не только показывали, но и объясняли. Большое значение отводили специальным лекциям. В Музее живописной культуры был Аналитический кабинет, который тоже будет на выставке. Сейчас идет распаковка материалов.

«Чертежи, графики, определённые теоретические тексты, наверное, может быть сложные сначала для понимания», - добавляет Любовь Пчёлкина, куратор выставки.

В 1929 году внезапно было принято решение о ликвидации музея и его слиянии с Третьяковкой. Часть произведений была распределена в региональные музеи, некоторые оказались и за границей. Другие и вовсе считались утраченными.

«Уникальное произведение - первый кинетический рельеф Н. Прусакова. В энциклопедии русского авангарда он числится, как пропавший. Но оказалось, что всё это время, с 1929 года, он лежал в запасниках Третьяковской галереи, никто даже не догадывался, что он пришёл к нам из Музея живописной культуры и вообще сохранился», - говорит Ирина Кочергина, научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи.

Лучшее из коллекции Музея живописной культуры осталось в Третьяковской галерее. Публике представят также произведения из региональных, зарубежных и частных собраний. Всего порядка 250 живописных, графических, скульптурных работ.

Ольга Енина

Новости культуры